Posted 3 декабря 2014,, 21:00

Published 3 декабря 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 02:03

Updated 8 марта, 02:03

С правом на ошибку

3 декабря 2014, 21:00
Более 600 тысяч школьников по всей России написали вчера обязательное итоговое сочинение. От того, как они справились с заданием, зависит их допуск к сдаче ЕГЭ. Результаты будут известны уже в течение недели. Для тех, кто «завалил» экзамен, предусмотрены целых две пересдачи – 4 февраля и 6 мая. Чиновники полагают, что

Сочинение написали вчера одиннадцатиклассники и выпускники прошлых лет в большинстве регионов страны, включая Крым и Севастополь. Относительно «повезло» только школьникам из Хабаровска – из-за обрушившейся на город снежной бури экзамен перенесли на 4 февраля. Свои оценки, которых всего две («зачет» и «незачет»), выпускники узнают в течение недели.

Пока дети корпели над экзаменационными бланками, за ходом экзамена в режиме онлайн наблюдали эксперты, собравшиеся в ситуационно-информационном центре Рособрнадзора. Первыми написали итоговое сочинение сахалинские школьники. Как и полагается, в 9.45 по местному времени на специализированных федеральных порталах ЕГЭ, ФИПИ и сайте министерства образования Сахалинской области появились темы для рассуждения. «Около 37 процентов выпускников выбрали второе тематическое направление и писали сочинение о том, почему тема войны не уходит из литературы», – сообщила на пресс-конференции глава Минобрнауки самого восточного региона страны Наталья Мурашова.

Для каждого часового пояса разработали отдельный комплект тем. Школьникам из большинства субъектов Центральной России достались на выбор следующие варианты: «Чем творчество М.Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)»; «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне (Ю.В. Друнина)»; «Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс»; «Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?»; «Что важнее: любить или быть любимым?».

Многие учителя в разговоре с «НИ» уже отмечали, что нынешним выпускникам не хватило времени на подготовку к поспешно введенной проверке творческих навыков: было бы лучше, если бы экзамен стал обязательным со следующего года. Однако, по мнению министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, отсрочка ничего бы не изменила – всегда найдутся те, кто не успеет подготовиться. «Было принято решение вводить обязательное сочинение с 2014 года, но в максимально щадящем режиме», – подчеркнул глава Минобрнауки, отвечая на вопрос «НИ».

Написать две страницы текста за 3 часа 55 минут по силам каждому школьнику, согласился глава Совета при президенте РФ по русскому языку Владимир Толстой. К тому же, по его словам, за сочинение ставят только зачет или незачет, а главным образом учитывают умение рассуждать.

Опрошенные «НИ» эксперты с чиновниками согласились не во всем. «Обязательное сочинение – не столько проверка творческих способностей, сколько усиление страха перед итоговой аттестацией, поскольку эта работа служит допуском к ЕГЭ», – сказал «НИ» руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский.

Выпускники центра образования «Царицыно» № 548 отнеслись к нововведению спокойно, рассказал «НИ» глава учреждения Ефим Рачевский. «Одинадцатиклассники последние пять лет, когда сочинение не выносили на государственную итоговую аттестацию, не переставали его писать. И не только по литературе, но еще и по истории», – отметил директор центра. По его мнению, эссе, которое нужно писать в ЕГЭ по русскому языку, – это то же самое сочинение, а потому еще одна творческая работа едва ли добавит школьникам стресса.

Напомним, что оценивать сочинение будут по пяти пунктам: соответствие теме, аргументация и привлечение литературного материала, композиция и логика рассуждения, качество письменной речи, грамотность (в сочинении должно быть допущено не более пяти ошибок на 100 слов).

Со временем эти требования будут ужесточаться, рассказала «НИ» зампред комитета Госдумы по образованию Ирина Мануйлова. «Такой критерий, как грамотность, должен быть основным. Сейчас же это не так. Но сразу поставить высокие планки требований – большой риск. Не всегда за полгода ребенка можно подготовить по всем критериям к сдаче итогового сочинения», – пояснила депутат.

С ужесточением требований согласился и Ефим Рачевский, который отметил, что нужно изменять требования постепенно, чтобы не травмировать детей, их родителей и педагогов.

Результаты сочинения влияют не только на допуск к ЕГЭ, но и на поступление в вуз: высшие учебные заведение получили право учитывать сочинение, которое они могут оценивать по шкале от одного до десяти баллов. Что в первую очередь оценивать – логическую стройность, ссылки на литературу или грамотность, – решит каждый вуз.

Учитывать сочинения собираются даже некоторые технические вузы. А в Московском физико-техническом институте (МФТИ), например, пока не определились, рассказал «НИ» ректор вуза Николай Кудрявцев. А вот в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) уже уверены, что сочинения рассматриваться будут, подчеркнул «НИ» ректор МПГУ Алексей Семенов. По его мнению, для абитуриентов сочинение – очень неплохое подспорье: «Школьник, который переволновался на ЕГЭ и не набрал нужную сумму баллов, еще может исправить свое положение и увеличить ее на 10 пунктов». Александр Адамский считает, что все вузы должны учитывать результаты сочинения. «Иначе это создаст еще одну проблему и неравенство при поступлении», – подчеркнул он «НИ».

Напомним, что итоговое сочинение (а для детей с ограниченными возможностями здоровья – изложение) является условием допуска к государственной итоговой аттестации. Выпускники же прошлых лет пишут сочинение по собственному желанию, чтобы потом использовать его результаты при поступлении в вуз. Школьники, которые не получат зачет с первого раза, смогут попытать счастья еще дважды – 4 февраля и 6 мая 2015 года.

"