Posted 3 декабря 2012,, 20:00

Published 3 декабря 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:11

Updated 8 марта, 05:11

Качественно, дешево и дистанционно

Качественно, дешево и дистанционно

3 декабря 2012, 20:00
Скоро в нашей стране появится новый закон «Об образовании», который на десятилетия вперед определит развитие страны. «НИ» начинают дискуссию о том, каким должно быть образование в современном мире и какая система образования нужна России. В этом номере мы публикуем статью профессоров факультета госуправления МГУ Алексе

Изменения в сфере образования зависят от того, что будет происходить в нашей стране в ближайшее время. Если Россия продолжит выступать в роли экспортера энергоресурсов, то структура российской экономики и рынок труда будут диктовать такое развитие образования, когда востребованными останутся только ряд конкретных направлений подготовки, а также специальности сферы обслуживания. Стране, которая только собирает автомобили, собственные инженеры-конструкторы не нужны. Тогда у России не останется шансов на модернизацию. Система образования окончательно похоронит достойное будущее России, будет способствовать консервации страны как периферии, как сырьевого придатка.

Более перспективным и благоприятным для России представляется вариант, когда образованию будет отведена роль локомотива перехода в новое состояние. Но для этого в российской системе образования должны произойти кардинальные изменения. Когда мы говорим о кардинальных изменениях, хотелось бы, чтобы российская система образования избежала крайностей. Одна – это формирование чисто российской системы образования, не похожей ни на какую другую. Отстаивать такой вариант в условиях быстрого развития разного рода региональных объединений было бы не только неверно, но и крайне вредно для будущего страны.

Но есть и другая, не менее опасная крайность – это слепое копирование западной системы образования. Это более реально, и на первый взгляд кажется менее опасным. Но это тоже крайность. Западная система образования построена на приоритетах и ценностях западной цивилизации, которые воспроизводятся через систему образования, но которые не могут быть пригодны для всего мира. Сегодня такие быстро развивающиеся страны, как Китай, Индия, Бразилия и даже Россия все нагляднее демонстрируют возможности иного пути развития. Эти возможности построены на другой основе – более быстром и динамичном росте экономики, массовом производстве, требующем большого количества разных специалистов, а также невысокой в среднем возможности населения оплачивать свое образование. Это требует соответствующей системы образования, иной, чем та, которая сегодня существует в странах с развитой рыночной экономикой.

Основными принципами этой системы образования должны стать высокое качество, массовость и, главное, доступность образования, его невысокая цена. Западная модель образования, хотим мы этого или нет, нацелена на разделение общества на несколько частей: элиту, средний класс и всех остальных. На наш взгляд, в странах, где развиваются новые массовые технологии и растет промышленное производство, элитарность образования должна быть преодолена. На Западе хорошее образование стоит дорого. Это диктует сам рынок, когда стоимость обучения – это своеобразный показатель его престижности. Но одновременно это является ограничением.

Существенно удешевить образование можно за счет информационных технологий, таких, как электронные учебники и дистанционное образование. Однако, говоря о доступности и относительной дешевизне образования, мы ни в коем случае не имеем в виду, что качество образования при этом не столь существенно. Напротив, оно должно быть многократно повышено за счет специализации стран в процессе подготовки специалистов.

Учитывая эти принципы, постараемся определить возможные контуры развития российской системы образования. Итак, первое и главное: Россия сегодня вряд ли сможет в одиночку выстроить эффективную систему образования. Формирование такой модели, которую можно было бы условно назвать «новая индустриальная модель образования», вряд ли под силу одной стране. Поэтому прежде всего необходимо определиться, совместно с какими странами Россия сегодня могла бы выстроить новую систему образования. На наш взгляд, партнерами в первую очередь могли бы стать быстроразвивающиеся страны – Китай, Индия, Бразилия. И не только потому, что уже стали реальностью ряд экономических и политических объединений этих стран, но и потому, что сегодня эти страны олицетворяют иной взгляд на возможные пути развития целых континентов.

Второй важный момент заключается в разработке принципов, на которых должна строиться координация работы разных стран по созданию единой модели образования. Таких принципов несколько: единство при одновременном учете национальных особенностей, совместное планирование на основе интеграции существующих механизмов и образовательных технологий, разумное разделение труда в процессе подготовки специалистов, эффективная мобильность в рамках единого образовательного пространства и единого рынка труда, формирование профессиональных ассоциаций в качестве главных институтов управления в системе образования.

И, наконец, последнее, на что хотелось бы обратить внимание. Только включившись в процесс формирования новой модели образования, Россия получит уникальный шанс выйти на передовые рубежи и закрепить за собой роль лидера, что соответствует тому положению, которое способна и может занять наша страна.

"