Posted 3 декабря 2009,, 21:00

Published 3 декабря 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:18

Updated 8 марта, 07:18

Апельсины с луком

Апельсины с луком

3 декабря 2009, 21:00
Стартовавший осенью рост цен на продовольствие в Москве «НИ» оценили как тенденцию. И, к сожалению, опять не ошиблись. В ноябре, как и в октябре, наша условная продуктовая корзина подорожала в среднем на 6%. Главным героем месяца вновь стал фруктово-овощной набор, но на этот раз в лидеры ценовой гонки выбились репчатый

Когда в сентябре средняя стоимость продовольственного набора «НИ» после летней паузы и даже некоторого ценового падения слегка пошла вверх, многие восприняли это как пустяк. Нам ли, привыкшим за долгие годы к тому, что продукты дорожают всегда и везде, печалиться о каких-то жалких 3%! Однако, когда в октябре темпы ценового разгона увеличились вдвое, даже у оптимистов стали закрадываться подозрения, что все так и пойдет по нарастающей. Месяц назад «НИ» предположили, что при самом лучшем сценарии развития событий на столичных продовольственных фронтах наша условная корзина подорожает в ноябре на 3–5%. О худшем думать не хотелось. Но пришлось. Прошедший месяц повторил результат октября, сохранив набранную скорость повышения цен – те же 6%.

Много это или мало, можно судить, сравнив нынешний итог с предыдущими годами, когда власти не рапортовали, как сейчас, что цены удается сдерживать в рамках приличий, а, напротив, признавали, что зверь инфляции в клетке сидеть не желает. Так вот, за ноябрь 2007 года корзина «НИ» стала дороже на 2%, за ноябрь 2008-го – на 6,5%. Сегодняшние 6% говорят о том, что дела для московских потребителей идут, мягко говоря, не по самому лучшему сценарию. Наши выводы поддерживают и весьма авторитетные специалисты. Когда ноябрь еще не закончился и окончательные его итоги подводить было преждевременно, они предупреждали: в этом году предновогодний рост цен на продукты начнется раньше обычного. И «НИ» об этом сообщали читателям. При этом в лидеры ценовой гонки аналитики рынка выводили плодоовощную продукцию.

Как в воду глядели наши эксперты. По всему спектру овощей и фруктов в нашей итоговой за прошедший месяц табличке в графе, характеризующей изменение цен, стоят плюсы. И числа за ними идут, как правило, двузначные. Единственное исключение – свежие огурцы, которые вдруг стали дешевле в среднем на 4%. Специалисты объясняют это тем, что на прилавки уже стали массово поступать отечественные парниковые плоды, которые помогли сдержать, а где-то и сбить цены. Но в дальнейшем все наладится – в том смысле, что ценовых сбросов на этот продукт ожидать не стоит. Меньше всех в этой группе расстроил столичных потребителей картофель, подорожавший всего на 6%. Этому тоже есть объяснение: народный корнеплод пока на прилавках по большей части (до 90%) отечественного происхождения. И до тех пор, пока он не начал гнить, цены на него хоть и будут расти, но не скачкообразно. А вот когда процесс разложения станет массовым и необратимым, придет время большого импорта, и тогда…

Для остальных овощей и фруктов неприятное «тогда» уже началось. Репчатый лук прибавил в цене за месяц в среднем 31%, а, например, в «Пятерочке» на Шоссейной улице он подорожал более чем вдвое (с 11 до 23 руб. за 1 кг), апельсины – на 28%, в том числе в «Седьмом континенте» на Земляном Валу – на 62%, а на Преображенском рынке – ровно на 50%. Свежие помидоры продаются в среднем на 15% дороже, яблоки – на 14%, морковь – на 11%, бананы – на 10%. Словом, тот, кто, имея тощий кошелек, за лето не «навитаминился», – тот, возможно, уже опоздал.

Среди прочих продуктов обращают на себя внимание селедка, поднявшаяся в цене в среднем на 19%, бескостная говядина (8%) и популярная колбаса «Докторская» (7%). Позиций со знаком «минус» в нашем списке гораздо меньше. К заметным можно отнести разве что батон «Нарезной», ставший дешевле в среднем на 6%. Ценовые уступки курятины, сливочного и растительного масла гораздо скромнее, они укладываются в диапазон 2–4%. Особый разговор о молоке – оно подешевело в среднем на 3%, но, как предупреждают специалисты Института конъюнктуры аграрного рынка, вряд ли надолго. Повышение закупочных цен на продукт рано или поздно почувствует и розница.

Декабрь, если судить по опыту прошлых лет, ничего хорошего потребителям не сулит. В 2008-м корзина «НИ» за последний месяц года подорожала на 5%, а в 2007-м – страшно сказать – на все 11%. Как всегда, не будем исходить из худшего: если надо будет, оно само придет. Но и обещания Минэкономразвития, что в декабре общая инфляция в России вырастет на 0,5–0,6%, как-то не очень верится. В общем, если нынешние темпы удорожания редакционного продуктового набора (6%) сохранятся до Нового года, будем считать это нашей общей удачей.



СТОИМОСТЬ ПРОДУКТОВ НА 30 НОЯБРЯ 2009 ГОДА

"