Posted 3 декабря 2009,, 21:00

Published 3 декабря 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:18

Updated 8 марта, 07:18

Золото народа

Золото народа

3 декабря 2009, 21:00
За время кризиса количество ломбардов в России увеличилось на четверть. Граждане закладывают украшения, чтобы расплатиться по потребительским кредитам, срочно купить лекарства либо просто дотянуть до зарплаты. Как выяснили «НИ», среди клиентов ломбардов становится все больше обеспеченных людей, чьи желания сегодня прев

Домохозяйка Анна Б. знает ассортимент почти всех ломбардов в своем Юго-Восточном округе Москвы. «Я регулярно хожу за ювелирными украшениями именно в ломбарды, иногда можно найти изумительные вещи по смешной цене. Когда у нас в доме открылся новый ломбард, я обрадовалась», – рассказывает «НИ» женщина. Сейчас она ищет в ломбардах обручальное кольцо для мужа: «Он свадебное потерял в спортзале, и я уже присмотрела кольцо за 3500 рублей, не хочется в ювелирных магазинах отдавать за такое же 5000 и больше».

На золотые изделия приходится почти 90% залогов в ломбардах. Остальное – бытовая техника и автомобили. С началом кризиса, по словам сотрудников ломбардов, граждане обращаются туда чаще, так как получить кредит в банке стало труднее. По данным Лиги ломбардов, которые опираются на статистику Пробирной палаты, в России действуют почти 5000 ломбардов. В нынешнем году их количество увеличилось на 20–25%. Руководитель Лиги ломбардов Михаил Унсков говорит «НИ», что «новенькие» – это желающие «получить быструю прибыль на волне кризиса».

Тихий центр

Старый Арбат переполнен вывесками «Ломбард» и «Скупка». Только пройдя по самой улице и не заглядывая в переулки, корреспондент «НИ» насчитала 18 контор, выдающих деньги под залог. Правда, клиентов не было почти нигде. В старейший, существующий еще с советских времен филиал «Мосгорломбарда» ведет обшарпанная лестница. В помещении – только дремлющий на диване охранник. Многочисленные окошки разделены по специализации: текстиль, драгметаллы, сдача и выкуп. Специального закона для ломбардов в России не существует, работа регулируется только Гражданским кодексом.

На стене висит объявление о том, что после окончания договора заложенные вещи не должны продаваться еще месяц. Рядом лежат вещи, которые уже продаются. То, что оценено дешевле 30 тыс. рублей, можно купить сразу. Более дорогие вещи продаются через аукцион, который проходит так: возле витрины прикреплен ящик, в который желающие опускают бумажки с номерами лотов, ценой и своими контактами. Раз в неделю ящик вскрывают и выбирают победителей. По закону, если вещь продают на торгах дороже, чем была изначальная оценка плюс проценты, то разницу должны отдать заемщику. Но сотрудница ломбарда не может вспомнить, чтобы кто-то спрашивал о своих проданных вещах, а сообщать клиенту в круг ее обязанностей не входит.

Пройдясь по полутора десяткам ломбардов на Старом Арбате, корреспондент «НИ» встретила только одного посетителя. Молодой человек, представившийся Андреем, хотел заложить фарфоровые статуэтки, доставшиеся ему от бабушки. «Нам, конечно, по телевизору говорят, что экономика страны выходит из пике и все налаживается, но я на себе такого не замечаю, – жалуется Андрей. – У меня жена сидит в декрете с годовалым сыном, пособия смехотворные платят. Мне зарплату на 20% срезали, хорошо хоть не уволили, а кредиты выплачивать надо».

Долги у Андрея накопились за холодильник, стиральную машину и автомобиль: «Ладно, автомобиль заберут. Но как быть без стиральной машины при маленьком ребенке?» Для расплаты с кредиторами Андрей пришел закладывать три фарфоровые статуэтки: балерину, футболиста и даму с собачкой. В двух ломбардах на окраине столицы их не приняли, объяснив, что в случае невыкупа эти вещи будет очень сложно продать. В центре приняли – за 9,2 тыс. рублей за все три фигурки под 15% в месяц.

В стеклянной стенке рядом со столом оценщика стоят похожие фигурки балерин и спортсменов с ценниками от 17,4 тыс. рублей. «Чтобы получать настоящую стоимость статуэток Андрея, нужно умножить на пять-шесть, – объясняет «НИ» оценщик Михаил. – Но вы поймите, ему же будет сложнее потом выкупать их, если дать ему сейчас залог в 20 тысяч. Ломбард – не скупка и не антикварный магазин, и оставлять себе вещи и жить за счет их реализации невыгодно».

Основная статья дохода ломбардов – проценты по выданным кредитам. Владелец одного из ломбардов пожаловался «НИ», что с начала лета «люди стали мало нести» и «за время кризиса мы ничего не выиграли». Михаил Унсков причину видит в неправильном территориальном расположении: «Человек вряд ли повезет свое имущество закладывать в центр. Проще принести в районный ломбард. С антиквариатом там, конечно, тяжелей, но его владельцы скорее продадут, чем заложат».

Кольцо в обмен на выпускной

Ломбарды в спальных районах живут за счет постоянной клиентуры. Один из сетевых ломбардов в Орехово-Борисово пользуется популярностью среди местных жителей. Пенсионерка Галина Кожакина не первый раз пришла сюда заложить свои драгоценности – обручальные кольца свое и мужа: «Деньги на лекарства нужны». Пенсионерка Кожакина – льготник, но необходимое ей лекарство от давления в бесплатном списке Минздрава отсутствует, а в аптеке оно продается почти за тысячу рублей. «Обычно мне дети помогают, они на Севере сейчас работают и деньги высылают. Но сейчас почему-то перевод задерживается», – объясняет «НИ» пенсионерка.

Для таких клиентов, как Кожакина, ломбард предлагает услугу «социальный займ». Под залог двух золотых колец оценщица выдает пенсионерке ровно тысячу рублей под 3% в месяц. Через 35 дней Галина Петровна должна будет вернуть 1030 рублей. «Конечно, эти кольца в других ломбардах заложили бы за меньшую сумму, примерно рублей за 700–800, – говорит «НИ» сотрудница ломбарда. – Но у Кожакиной хорошая, как сейчас принято говорить, кредитная история». Пенсионерка покидает ломбард довольная: «Мне как раз хватит на лекарства, а там деньги от детей придут, и я выкуплю свои вещи. Кольцо мужа первый раз закладываю, а мое уже в пятый здесь остается».

По словам сотрудницы ломбарда, основной вал клиентов приходится на конец лета и осень. Еще было много клиентов в конце весны, когда родители сдавали деньги на выпускные торжества: «Одна женщина принесла все свои золотые украшения: две цепочки, три кольца, три пары серег, один браслет. Сказала, что им зарплату задерживают, а родительский комитет требует в срочном порядке деньги на выпускной сдать». Михаил Унсков отмечает, что сегодня основными клиентами ломбардов становятся представители среднего класса.

"