Posted 4 декабря 2007,, 12:51

Published 4 декабря 2007,, 12:51

Modified 8 марта, 08:21

Updated 8 марта, 08:21

Дело о трамвае-убийце: девушке-вагоновожатой 5 лет воли не видать

4 декабря 2007, 12:51
Дело о трамвае-убийце: девушке-вагоновожатой 5 лет воли не видать

В Самаре завершился судебный процесс по так называемому «трамвайному делу». Вагоновожатая Татьяна Сидорова признана судом виновной в прошлогодней трагедии. 24 октября трамвай, следовавший по маршруту № 7, сошел с рельсов и перевернулся. В результате аварии три человека погибли, свыше десяти оказались на больничных койках.

Трамвай находился на пересечении улиц Стара-Загора и Нововокзальной, когда у него отказали тормоза. Вагон, набравший ход под уклон, столкнулся с легковушкой, протащил машину около 50 метров, а потом перевернулся. При падении 20-тонная махина задела стоявших на остановке людей. Двое мужчин и женщина погибли на месте.

Это была самая ужасная катастрофа с участием трамвая в Самаре за несколько десятилетий, один из редких страшных случаев, когда самый безопасный в мире транспорт - трамвай, повлек такие тяжелые потери.

Поняв, что трамвай вдруг стал неуправляем и несется вперед с бешеной скоростью, водитель Татьяна Сидорова, воспользовавшись снижением скорости вагона при столкновении с машиной, открыла двери салона и крикнула пассажирам, чтобы они прыгали на ходу. Но люди были в шоке, и воспользоваться советом смогли лишь немногие.

Жительница Самары Евгения Мартынова вместе с сыном вышли из школы и подошли к остановке, когда увидели летящий на них трамвай. Их придавило упавшим вагоном, но прохожие смогли вытащить оттуда женщину с мальчиком, а незнакомый водитель очень быстро доставил пострадавших в больницу.

Жертвы трагедии - 49-летняя Антонина Тельманович, 27-летний Алексей Грищенко и 60-летний Олег Рогатков, который смог спасти шестилетнего внука Макара, и, защищая ребенка, погиб сам.

Прокуратура Промышленного района Самары возбудила уголовное дело по статье 266 УК РФ "Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями, повлекший по неосторожности смерть двух и более человек".

Первоначальная версия - у трамвая 1973 года выпуска отказали оба тормоза. Машина только вышла из капитального ремонта и успела проехать по своему маршруту четыре раза.

В ТТУ сразу же опровергли информацию о том, что у перевернувшегося трамвая были неисправны тормоза. В Управлении полагали, что причина ЧП - нарушение вагоновожатой, проработавшей в этой должности один год, правил эксплуатации вагонов.

«Все, что должна была сделать вагоновожатая, - при помощи кондуктора поставить противооткатный башмак, выпустить пассажиров и вызвать аварийно-техническую помощь. А затем - стоять и ждать», - сообщил после трагедии директор ТТУ Владимир Водолазов. Пытаясь остановить трамвай, вагоновожатая обесточила вагон и отключила управление. После этого возможности применить экстренное торможение уже не было.

В ходе следствия версия о технической неисправности машины не подтвердилась. Эксперты, приезжавшие в Самару из Ижевска, никаких технических неполадок у трамвая не нашли. Вагоновожатая Татьяна Сидорова оказалась на скамье подсудимых, в августе в суде Промышленного района состоялось предварительное слушание по громкому делу. Согласно обвинению, 29-летняя девушка нарушила сразу несколько правил эксплуатации вагонов и техники.

Руководство ТТУ потребовало взыскать с Татьяны Сидоровой деньги за четырехмесячное обучение - 10 300 рублей. Однако адвокат Татьяны с этим гражданским иском не согласился. По ученическому договору девушка должна была отработать в ТТУ два года. А раз не отработала, то, по мнению руководства трамвайно-троллейбусного управления, обязана вернуть деньги. Однако, как считает Танин защитник Максим Ткач, подобные требования необоснованны. Уходить с работы Татьяна не собиралась, а ее заявление на увольнение по собственному желанию было написано под давлением начальства.

Татьяну долго держали взаперти, грозили… Девушке пришлось уйти и устроиться уборщицей в магазин.

Татьяна Сидорова уверена: обвинения в ее адрес беспочвенны.

«Срок эксплуатации трамвая - 16 лет, а этому "исполнилось" уже 33 года. Он прошел на 600 тысяч километров больше положенного. И все же я попросила прощения у всех потерпевших.

На судебном заседании, состоявшемся в ноябре, представители экспертной комиссии заявили, что причина все-таки в неисправности транспорта. Специалисты утверждали, что трамвай не был пригоден к эксплуатации, поскольку у него не было некоторых приборов управления, предусмотренных конструкцией. Например, спидометра.

В ходе судебного процесса было опрошено больше 20 свидетелей и 6 потерпевших, трое из которых потеряли своих близких, а трое сами получили тяжкие телесные повреждения.

В конце концов, суд признал Татьяну Сидорову виновной в совершении преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств". Ей было назначено наказание в виде пяти лет лишения свободы с отбыванием срока в колонии-поселении.

«Мы считаем, что приговор вынесен необоснованно, - говорит адвокат Максим Ткач. - Существенных доказательств вины вагоновожатой в совершении преступления представлено не было. Мы будем обжаловать приговор в областном суде».

Тем временем потерпевшие подали гражданские иски на ТТУ, чтобы получить возмещение материальных расходов на лечение и морального вреда. Всего от потерпевших в аварии поступили иски на сумму более трех миллионов рублей.

Начальство ТТУ публично заверило весь водительский состав, что не будет никакого недовольства по поводу обращения за техпомощью, даже по незначительным поводам. О похожих случаях ранее, когда водители старались своими силами справиться с ситуацией, там якобы не слышали.



А в это время

27 ноября 2007 года на улице Псковской города Самары трамвай 24 маршрута врезался в идущий впереди него трамвай 13 маршрута. В результате аварии второй вагон первого поезда сошел с рельсов.

По словам руководителей трамвайно-троллейбусного управления, ДТП произошло не из-за невнимательности вагоновожатой, а по причине резкого ухудшения ее самочувствия. Оказавшись без чувств, вагоновожатая Валентина Уренева надавила на пусковую педаль, и трамвай стремительно набрал скорость. К счастью, в результате аварии никто не пострадал. В обоих трамваях находилось всего по два пассажира и кондукторы. Теперь Уреневой придется оплатить ремонт двух составов. Одно хорошо: в ТТУ заверили, что увольнять женщину не будут.

Сергей Ишков, Самара

"