Posted 4 декабря 2007,, 09:02

Published 4 декабря 2007,, 09:02

Modified 8 марта, 08:21

Updated 8 марта, 08:21

Скончалась легенда оперной сцены

Скончалась легенда оперной сцены

4 декабря 2007, 09:02
Скончалась легенда оперной сцены

Сегодня утром на 90-м году жизни в Москве скончалась выдающаяся певица Зара Долуханова, сообщила ее племянница Карина Лисициан.

Зара Александровна Долуханова родилась 15 марта 1918 года в Москве. Мать Зары обладала редким по красоте голосом, занималась пением и фортепианным искусством. Отец, инженер-механик, также обожал музыку. С пяти лет маленькая Зара стала брать уроки игры на фортепиано, а в десятилетнем возрасте поступила в детскую музыкальную школу. Уже на третьем году обучения играла сонаты Гайдна, Моцарта, Бетховена, прелюдии и фуги Баха. Вскоре Зара перешла в скрипичный класс и через год стала студенткой музыкального техникума имени Гнесиных, в котором проучилась с 1933 по 1938 год.

В 16 лет Зара наконец нашла свою главную стезю — решила заняться пением. Годы учебы Зары в музыкальном техникуме совпали с расцветом отечественной композиторской и исполнительской школы. Из отечественных певцов Заре в те годы были ближе всего Н. А. Обухова, М. П. Максакова, В. А. Давыдова, Н. Д. Шпиллер, С. Я. Лемешев.

Профессиональное становление Зары Александровны, рост и совершенствование ее мастерства были связаны уже не с учебным заведением. Не окончив техникума, она уехала в Ереван по причинам личного характера — вышла замуж за Александра Долуханяна, который взял на себя функции педагога-вокалиста и убедил супругу в предпочтительности семейного варианта «консерватории»

С осени 1938 года в Ереване певица приобщилась к театральной жизни и стала солисткой Ереванского театра. Долуханова выступала в роли Дуняши в «Царской невесте», Полины в «Пиковой даме». После небольшого перерыва, связанного с рождением ребенка и проведенного с мужем в Москве, Зара Александровна вернулась в Ереванский театр, это было в самом начале войны, и продолжила работу над оперными партиями меццо-сопранового репертуара.

За несколько сезонов работы в Ереване Долуханова подготовила и исполнила партию Графини де Чепрано и Пажа в «Риголетто», Эмилии в «Отелло», Гаянэ в «Алмаст», Ольги в «Евгении Онегине».

Стремление к вокальному совершенству была одной из главных забот певицы. Этого она достигла в первую очередь при исполнении произведений А. и Д. Скарлатти, А.Кальдара, Б.Марчелло, Дж. Перголези и др. Записи этих произведений могут стать незаменимым учебным пособием для певцов. Явственнее всего класс певицы выявился в исполнении произведений Баха и Генделя. В концертах Зары Долухановой звучали вокальные циклы и произведения Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Листа, И. Брамса, Р. Штрауса, а также Моцарта, Бетховена, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича, Свиридова и других.

Русской камерной музыке в репертуаре певицы посвящались целые развернутые программы. Из современных композиторов Зара Александровна исполняла произведения Ю. Шапорина, Р. Щедрина, С. Прокофьева, А. Долуханяна, М. Таривердиева, В. Гаврилина, Д. Кабалевского.

Артистическая деятельность Долухановой охватывает сорокалетний период. Она пела в лучших концертных залах Европы, Северной и Южной Америки, Азии, Австралии и Новой Зеландии. В большинстве крупнейших музыкальных центров мира певица концертировала регулярно и с большим успехом.

Искусство З. А. Долухановой было высоко оценено в стране и за рубежом. В 1951 году она удостоена Государственной премии за выдающуюся концертно-исполнительскую деятельность. В 1952 году ей присвоили звание Заслуженной артистки Армении, а затем, в 1955 году, — народной артистки Армении. В 1956 году З. А. Долуханова — Народная артистка РСФСР. В 1966 году первой из советских певиц З. Долуханова была удостоена Ленинской премии. В 1990 году певица получила почетное звание Народной артистки СССР.

"