Posted 3 ноября 2003,, 21:00

Published 3 ноября 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 02:26

Updated 8 марта, 02:26

Михаил ФЕДОТОВ

Михаил ФЕДОТОВ

3 ноября 2003, 21:00
В круге не первом

На минувшей неделе Россия, как и подобает совершенно особой планете, продолжала невозмутимо нарезать круги своей истории, попадая то в конец двадцатых, то в семидесятые, то в девяностые годы прошлого столетия. В двадцатых–тридцатых мы оказались в связи с «делом ЮКОСа», сильно смахивающим на раскулачивание. Только теперь вряд ли кулацкие коровы окажутся в колхозном стаде – скорее всего, акции нефтяного гиганта осядут в конце концов у других хитрованов, давно готовившихся конвертировать свой административный ресурс в реальный капитал.

Впрочем, повод для передела собственности всегда можно найти. Были бы желание, умение и, главное, власть. Еще в начале 70-х, работая в милицейской газете, я услышал примечательную поговорку: «Дайте мне человека, а статью я ему подберу». И правда: трудно найти того, кто никогда не давал бы на лапу гаишнику, паспортистке, тому или иному начальнику. В форме денег (для особо совестливых – в конверте), бутылки коньяка, коробки конфет… или из-под ксерокса. А ведь это серьезное преступление – дача взятки. Кто не приносил с работы разные мелкие детальки для домашних поделок или писчую бумагу для детских рисунков? Хищение. Кто, наконец, не срывался матерным словцом в общественном месте? Хулиганство. А если сюда присовокупить всех, кто когда-либо что-либо приватизировал либо занимался бизнесом, а также тех, кто берет взятки и ворует по-крупному, то как раз и получится все взрослое население страны. Вот почему для дотошного правоохранителя это самое население делится на осужденных, обвиняемых и подозреваемых. Он всегда имеет возможность при желании, а тем более с одобрения начальства, поставить под сомнение законность беспривязного существования любого и каждого. И предложить: ты мне (моей жене, брату, свату) – собственность (нефтяную компанию, ферму, мастерскую, приватизированную квартиру), а я тебе – отпущение грехов перед законом. Ведь перед законом все равны. В том числе, кстати, и дотошный правоохранитель, но о грустном он старается не думать.

В семидесятые годы мы окунулись в связи с юбилеем ВЛКСМ. Концерт в главном зале страны, пионерские хоры с, казалось, позабытыми «Взвейтесь кострами» и другими задорными песнями, вызывание духов комсомольских «святых» – Семичастного, Андропова и других. Казалось, вот-вот зал взорвется традиционным скандированием «Ленин! Партия! Комсомол!». Обошлось. Видно, на изменение фамилии согласие не дали, хотя с партией вопрос решился положительно: «Единая Россия», украсив медведя комсомольским значком, всю неделю с уличных плакатов поздравляла ВЛКСМ с юбилеем. Может, и вправду именно она наследует КПСС, а вовсе не КПРФ, как утверждает Геннадий Зюганов?

Поздравил комсомольцев и президент Владимир Путин. Впрочем, он не забыл и противоположный политический фланг (не зря же наш державный орел двуглавый), направив приветствие Елене Немировской, основательнице Московской школы политических исследований, этого форпоста либеральной мысли, по случаю ее награждения орденом Британской империи. И это уже прозвучало как привет из девяностых.

Точно таким же приветом из недавнего демократического прошлого стало решение Конституционного суда о свободе слова на выборах, показавшего, что как минимум одна опора у правового государства в нашей стране есть. Вот бы и Кремлю понять, что опираться можно только на то, что стоит твердо, а не на то, что прогибается. Иначе не разорвать замкнутого круга короны и комсомольского значка, биржи и «воронка», не сменить круговое движение на прямолинейное, а значит, не догнать даже Португалию.



Автор – министр печати РФ в 1992–1993 гг., секретарь Союза журналистов России.

"