Posted 3 ноября 2003,, 21:00

Published 3 ноября 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:41

Updated 8 марта, 09:41

Невольничий рынок

Невольничий рынок

3 ноября 2003, 21:00
Докладывая в конце прошедшей недели президенту об итогах переписи населения, руководители Госкомстата РФ и Министерства по вопросам национальной политики с чувством глубокого удовлетворения отметили: страна, откуда в ХХ столетии отхлынуло три волны эмиграции, стала, наконец, «миграционно привлекательной». То есть мы те

По словам заместителя председателя Госкомстата Сергея Колесникова, комментировавшего победную реляцию президенту, сегодня «все демографические процессы, происходящие в передовых государствах Старого Света, Азии и США, свойственны и нашей стране: естественная убыль населения, старение нации и резкий иммиграционный прирост». Очень хочется быть передовыми. Без иронии. Но внимательное изучение того, о чем доложено главе государства, с тем, что мы видим изо дня в день собственными глазами, внушает подозрение: или выводы Госкомстата, говоря научным языком, не вполне корректны, или мы живем в какой-то совсем другой стране.

Подведение итогов переписи совпало с двумя важными в истории новейшей России датами. 12 ноября 2002 года Министерство юстиции утвердило миграционную карту для иностранных граждан, пребывающих на нашей территории. Приказ о ее введении подписали МВД, МИД, Минтранс, Министерство путей сообщения, Таможенный комитет и Федеральная пограничная служба. Раздавались возгласы: «Зачем нужна такая карта, если существуют другие инструменты, вроде вида на жительство? Не осложнит ли еще одна бумажка и без того запутанную ситуацию?» – «Вид на жительство и миграционная карта – совершенно разные вещи, и их не стоит путать, – объяснял замначальника Федеральной миграционной службы Михаил Тюркин. – Вид на жительство удостоверяет личность, а миграционная карта – вводится для контроля».

В тот самый день, когда была разыграна новая карта в миграционной игре, премьер М. Касьянов подписал постановление, согласно которому разрешение на временное проживание в России в 2003 г. должны получить 439080 иностранцев. Размер квоты устанавливался исходя из количества «легальных» иностранцев, тогда как реальное их число – на порядок выше. Для оформления проживания в России по новым правилам иностранцам предоставили полугодовой срок. Никто не скрывал, что с помощью пресловутой карты хотят в одночасье избавиться от нелегалов: подразумевалось, что отсутствие карты будет служить поводом для выдворения из страны. Минувший год показал: у семи нянек дитя оказалось без глазу. Нелегалам, по сути, не оставили возможности легализоваться. И они еще глубже ушли в подполье...



Рабы в тюбетейках

Станислав АНИЩЕНКО, Волгоград

В Волгоградской области возбуждено уголовное дело по статье 136 ч. 1 УК РФ «Нарушение равноправия граждан». В ходе проверки, проведенной областной прокуратурой, выявлены грубейшие нарушения прав гастарбайтеров-нелегалов из Таджикистана, работающих в самых настоящих рабовладельческих условиях. Это прецедент не только для региона, но для России в целом.

Выходцы из ближнего зарубежья, похоже, становятся основной движущей силой нашей экономики. Еще четыре-пять лет назад они концентрировались преимущественно в столице, подряжаясь на строительные и ремонтные работы. Сегодня гастарбайтеры осваивают провинцию, довольствуясь тем, что им бог пошлет.

На полях Волгоградской области с весны до середины осени трудятся выходцы из бывших союзных республик Средней Азии. Они готовы «пахать» по 18 часов в любую погоду за гроши, несказанно радуя этим хозяев. Дешевая рабочая сила привлекается не только для сезонных сельскохозяйственных работ. Более ста выходцев из Таджикистана живут и работают в ОАО «Волгоградский губернский консервный холдинг».

– Как мы выяснили в ходе проверки, первые три месяца таджики-нелегалы работали бесплатно, только за питание. Руководство предприятия отобрало у них документы, после чего они не могли даже выйти с территории, – рассказывает заместитель прокурора Волгоградской области Леонид Кондраев. – Семьи нелегалов живут в жутких антисанитарных условиях. И это при том, что они производят пищевую продукцию.

На основании проверки прокуратура возбудила уголовное дело по факту нарушения равноправия граждан. Однако руководство консервного завода отрицает обоснованность выдвигаемых обвинений.

– Они беспочвенны, – утверждает директор предприятия Геннадий Щербаков. – Я, правда, только что вернулся из командировки и еще не успел ознакомиться со всеми тонкостями дела. Однако наши юристы уже занимаются этим вопросом...

Прокуратура неоднократно направляла предупреждения руководству холдинга о том, что нельзя привлекать к работе граждан, незаконно проживающих на территории России. А Ворошиловский районный суд Волгограда принял решение о выдворении около 60 нелегалов, прибывших в начале 2003 года по туристическим визам и работающих в «Губернском консервном холдинге». Судя по всему, на положение дел это никак не повлияло.

Год назад из России были депортированы 115 граждан Таджикистана, работающих на различных стройках столицы. Как официально сообщалось: «за нарушение паспортного режима». Но это, скорее всего, исключение из правил. Вместо выдворенной сотни гастарбайтеров приедут тысячи других. Потому что труд невольников в тюбетейках очень востребован. И государство этот рынок пока не контролирует.



Приморские гейши

Георгий КЛИМОВ, Владивосток

За девять месяцев 2003 года, по официальным данным, в Приморье въехали 220 тысяч иностранцев. Более 500 человек, нарушивших установленные правила передвижения по территории России, задержаны. Привлечены к административной ответственности за различные нарушения 14696 граждан КНР, КНДР, Ирана и Казахстана.

Эти данные были недавно оглашены на заседании краевой межведомственной комиссии по иностранным рабочим. Представители милиции, ФСБ, таможни и пограничников обсуждали не просто проблему наличия нелегалов, а незаконную трудовую деятельность иностранных граждан в РФ. Речь идет не о бизнесменах, а о сельхозрабочих, строителях и торговцах. Переселение их в Россию – легальное или нелегальное – становится государственной политикой стран Юго-Восточной Азии.



Гонишь в дверь – они в окно

«Власти КНР поощряют внедрение своих соотечественников на российскую территорию. На границе часто попадаются поддельные документы, изготовленные на территории Китая, – рассказал корреспонденту «НИ» заместитель начальника Управления ФСБ по Приморскому краю Александр Бондарь. – Незаконная миграция наносит серьезный урон российской национальной безопасности. В Приморье принято 180 судебных решений о предоставлении российского гражданства иностранцам. То есть кому-то из них официально было отказано в гражданстве, но они добились его в суде. По нашим данным, это стоило «новым россиянам» по 2000 долларов с человека».

Вряд ли проблемы незаконной миграции решатся в ближайшее время. До сих пор даже президент страны не может ответить на вопрос: что делать с китайцами, желающими работать в России? Год назад во Владивостоке Владимир Путин призвал не бояться миграции, если она проходит в рамках закона. А что делать, если не хватает рабочих рук и в то же время в очереди стоят миллионы трудолюбивых китайцев, разрешения на въезд которых правительство не дает? Заметим, что, кроме китайцев, есть еще корейцы, о чьей «гастарбайтерской экспансии» говорится пока вполголоса. Между тем, по словам приморского губернатора Дарькина, недавно посетившего КНДР, граждане этой страны являются ее «своеобразным экспортным ресурсом, или даже товаром», поскольку деньги от использования корейских рабочих получает государство.

«Гастарбайтерская экспансия» начинается еще на подступах к приморским городам. По улицам приграничного Суйфеньхе (Китай), выросшего за несколько лет из глухой деревушки в современный город, благодаря торговле с приморскими челноками бродят толпы безработных. Одни сидят на тротуарах, разложив мастерки, кисти, малярные валики, в ожидании работодателей. Другие стоят у гостиниц, предлагая себя в качестве «помогаек» – носить за туристами сумки. За день работы они просят от 25 до 40 юаней (100–160 рублей). Для сравнения, наш турист за обед с выпивкой в приличном ресторане платит 30–50 юаней. Официантки в этих ресторанах обязаны знать русский язык, быстро приносить заказы, выполнять все пожелания посетителей относительно сервировки стола. Получают они за 12-часовой рабочий день 500–800 юаней.



А мы чем хуже?

Справедливости ради надо сказать, что наши соотечественники, живущие в приграничных районах Дальнего Востока и Приморья, тоже не сидят сложа руки. Они активно осваивают китайскую территорию. Российских девушек охотно берут в рестораны и ночные клубы танцовщицами или «хостес» – местные гейши, составляющие компанию клиентам во время застолья. В Корее наши граждане работают не только официантками, но и поварами, диск-жокеями, модельерами и фотомоделями. Однако миграционные службы не дремлют, отлавливают нелегалов и выдворяют за пределы страны.

В начале октября на пароме «Донг Чун Ферри» из порта Зарубино (Хасанский район Приморского края) в южнокорейский порт Сокчу прибыли 150 российских туристов. Двадцати четырем из них корейские власти отказали во въезде. Причину отказа не объяснили. В генеральном консульстве Республики Корея во Владивостоке говорят, что наиболее вероятной причиной отказа стали подозрения миграционных служб, что это не туристы, а гастарбайтеры. «Согласитесь, очень странно, когда 40-летний мужчина ставит своей целью посещение «Диснейленда», – говорит генеральный консул Чой Джэ Кын. – Мы не против туризма. В этом году официальные визы в Республику Корея получили более 100 тысяч россиян, из них 40 тысяч получили визу во Владивостоке. Но проблема нелегальной миграции стоит у нас очень остро».

Криминальная ситуация в регионе заставила силовые структуры обоих государств договориться «о дружбе и сотрудничестве». В сентябре во Владивостоке полицейские из Кореи заключили ряд соглашений со своими коллегами из Приморья. Решили отныне ловить нелегалов сообща. Но с одинаковым ли усердием – это еще вопрос...



Последний бросок на Дон

Владимир ТИХОВ, Ростов-на-Дону

В донской столице начался суд над тридцатью гражданами Индии, которые обвиняются в нарушении государственной границы и незаконном пребывании на территории РФ. Впервые на юге России выявлен один из каналов подпольного транзита «нелегалов».

На берегах Тихого Дона высадился индийский десант. Группа жителей штата Пенджаб в поисках заработков подалась в Центральную Европу транзитом через Россию. Их сопровождали проводники-посредники. Разумеется, не ради нерушимой «хинди-русси-бхай-бхай», а за круглую сумму в валюте. Но операция по переброске индусов дала сбой, как только они оказались на Дону, вблизи госграницы с Украиной.

В Москву 30 отважных индусов прибыли авиарейсом по туристической визе. Как они после задержания утверждали, «по нормально оформленным документам». Потом, в ходе следствия, выяснилось: приглашающая сторона вообще не знала, что эта группа сюда приедет. В Москве нелегалы несколько недель жили без регистрации. Затем один из посредников, Николай, взяв с каждого пенджабского гостя по 300 долларов, погрузил всех в автофуру и вместе с грузом отправил на юг.

Удивительно: трейлер спокойно преодолел более 1200 км, благополучно миновав множество милицейских постов. Встретив индийский десант у поселка Чертково, где граничат Ростовская и Луганская области, подельники Николая показали рукой, куда им дальше двигаться в ночной степи. На территории Украины их должен был встретить другой проводник. Но в момент перехода границы все были задержаны, а затем переданы в УФСБ Ростовской области. Вину свою они отрицать не стали, объяснив следователям, что не от хорошей жизни подались на чужбину: хотели в Польше и Словакии подзаработать, а к террористам не имеют никакого отношения.

Организаторы нелегальной переброски индусов объявлены в розыск, но пока не задержаны. Возникли сложности и с установлением личностей и местопребывания проводников-посредников. Как сообщили в пресс-центре областного УФСБ, есть конкретные подозреваемые, проводятся розыскные и прочие мероприятия, но, даже если кто-то из авторов этого «Хождения за три моря» будет задержан, вряд ли понесет реальное наказание.

Ситуацию комментирует руководитель пресс-центра УФСБ по Ростовской области Александр Туринский:

«В нашем УК предусмотрена ответственность лишь для тех лиц, которые нелегально пересекли госграницу, но, увы, не для организаторов незаконной миграции. При том, что она в последние годы стала полномасштабным теневым бизнесом. Посудите сами: каждый из тех индусов потерял более двух тысяч долларов, с учетом цены авиабилета. В Голландии или Германии закон по отношению к организаторам подобных преступлений суров: можно получить до восьми лет лишения свободы! А у нас им все сходит с рук. В чем здесь главная опасность для нас, россиян? Совсем не в том, что иностранцы могут у наших сограждан отобрать кусок хлеба. Потокам «нелегалов» сопутствуют ручейки криминального бизнеса: поставки наркотиков, незаконная торговля оружием».

Трудно сказать, сколько проходит через Дон и Кубань нелегалов из дальнего зарубежья. По некоторым данным, счет ежемесячно идет на сотни человек, и случай с индусами – лишь верхушка айсберга. Зато в точности известно другое: на юге и в центральной части РФ расплодилось множество фирм, зазывающих россиян на хорошо оплачиваемую работу в Европу, США, Канаду, Австралию. Более того, им предлагают получить статус беженца на преуспевающем Западе. Но в итоге…

«Наивные граждане приезжают туда под видом туристов, пытаются как-то обосноваться в одной из стран своей мечты. Их вскоре оттуда депортируют, – говорит координатор программ Международной Организации по вопросам миграции в регионе Сергей Бристовицкий. – Фирмы и посредники продолжают наживаться на обмане сотен людей. Вот почему в благополучных странах все более ужесточают иммиграционные законы, особенно по отношению к гражданам стран СНГ и «трудовым мигрантам» с Востока. В Бельгии, Нидерландах и Люксембурге, к примеру, в прошлом году статус беженца смогли получить полпроцента от всех желающих граждан РФ (пять человек!). В этих странах нет потребности в чужих трудовых ресурсах, даже говоря о самой черной работе. Там не выдают «грин-карты», не торгуют статусом беженцев. Если фирмы-посредники зазывают, к примеру, поработать на нефтяных платформах Норвегии, то речь скорее всего идет или о нелегальном бизнесе, или банальном обмане (законодательство этой страны запрещает использовать труд иностранцев на столь ответственной работе)».

По информации миграционного управления ГУВД Ростовской области, с конца 90-х годов здесь пресечена деятельность около 20 фирм-посредников, оказывавших россиянам и гражданам стран СНГ «медвежьи услуги» в трудоустройстве на Западе. Так что бросок индусов на Запад через Тихий Дон и мошенничество в отношении легковерных сограждан – дело, по существу, одних рук.



Ходоки из Индии добрались и до Москвы

Анна КАЛАБИНА

Вчера ночью в самом центре Москвы сотрудники милиции задержали около 30 шедших куда-то граждан Индии. По всей видимости, замерзавшая пешая группа, совершенно не владеющая русским языком, направлялась из аэропорта «Шереметьево» в индийское посольство за помощью. Ни денег, ни личных вещей у индийских «туристов» не оказалось. Только паспорта. Все задержанные были доставлены в ОВД «Аэропорт».

Подобные происшествия для милиционеров не в новинку. Такие группы все чаще попадают на территорию России. В основном эти люди через территорию нашей страны пытаются выбраться в Европу. Однако нередко недобросовестные «гиды» обманывают несчастных мигрантов, неожиданно исчезая вместе с их деньгами.

В ОВД «Аэропорт» корреспондентов «Новых Известий» встретили каменные лица сотрудников милиции.

–Граждане Индии у вас содержатся? – поинтересовались мы.

–Да, – мрачно ответила дежурная.

–Поговорить с ними можно?

–Не унижайте их человеческое достоинство!–произнесла дежурная и отвернулась.

На секунду мы почувствовали себя неловко, ведь действительно, люди на чужбине, непонятно, от кого им ждать поддержки. Нет ни копейки рупий, да и русского никто из них не знает, а тут ещё журналисты с расспросами. Но смрадный дух и вопли, доносившиеся из «обезьянника», вернули нас в реальность.

Человек тридцать индийцев сидели за решеткой на полу и тихо завывали, вероятно, молили своих богов о помощи. К этому моменту они находились за решёткой уже около 10 часов. Никакой помощи им оказано не было. На резонный вопрос, чем же питались все эти долгие часы иностранные гости, молодой оперативник развёл руками: «А у нас питание не предусмотрено».

Сотрудники милиции вообще относились ко всему происходящему с улыбкой и даже подшучивали друг над другом, предлагая потренироваться на индийцах в знании английского языка. Заслышав знакомые слова, мигранты начинали улыбаться, однако больше трех слов никто из стражей порядка по-английски связать не мог. Диалог явно не получался.

Но индусам

"