Posted 3 октября 2011,, 20:00

Published 3 октября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:03

Updated 8 марта, 06:03

Скорость без потери комфорта

3 октября 2011, 20:00
Похоже, столичные власти сделали ставку на развитие скоростного общественного транспорта. В ближайшие дни на Ленинградском шоссе будет запущен первый автобусный экспресс-маршрут, за которым последуют другие. А в Восточном административном округе реализуется проект по переводу трамваев на скоростной режим движения.

Как известно, одной из главных задач мэра столицы Сергея Собянина стала борьба с пробками. Программа «Развитие транспортной системы» входит в список 17 первоочередных программ Москвы на 2012–2016 годы. На ее реализацию планируется направить 2,2 трлн. руб.

Основным средством решения транспортных проблем столицы является развитие общественного транспорта. Конечно, должны строиться и новые дороги, развязки и прочее, но мировой опыт показывает: основной упор в крупных городах должен делаться на общественный транспорт.

Распределение приоритетов в программе правительства Москвы этому вполне соответствует. Акцент сделан, разумеется, на ускоренное строительство метро, которое сегодня является наиболее надежным средством передвижения вне зависимости от того, на какое расстояние вам нужно ехать. Но строительство метро – вещь довольно затратная, поэтому городскими властями принимаются меры по увеличению скорости и комфортности наземного общественного транспорта. Уже в этом году парк наземного транспорта обновлен на треть – закуплены новые комфортабельные автобусы и троллейбусы, которые, кстати, предназначены в том числе и для маломобильных граждан. По всему городу появляются спецполосы для общественного транспорта. Поставлена задача довести протяженность общественных полос до рекордных 300 км, что фактически означает появление «второго метро».

Одним из довольно удобных и скоростных способов передвижения по городу во всем мире является трамвай. Представление о неспешно едущем вагончике с дребезжащим звонком давно ушло в прошлое. Современный скоростной трамвай ничем не уступает метро. В ближайшие три года городские власти планируют модернизацию 167 км трамвайных путей из существующих 316 – то есть почти половина путей будет обновлена. По словам руководителя ГУП «Мосгортранс» Петра Иванова, работы на 2012 год уже расписаны, километраж модернизируемых путей определен. Улицы, которые попадут под программу модернизации, можно найти на сайте Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы в разделе «Городские программы и проезды».

В рамках программы «Развитие транспортной системы Москвы на 2012–2016 годы» планируется закупить новые скоростные трамваи, которые обеспечивают дополнительное качество и удобство для пассажиров. Программа предполагает строительство четырех новых веток трамвайных путей в районах Гольяново и Бибирево, поселке Северный, а также в районе шоссе Энтузиастов. Планируется строительство и нового трамвайного депо. Маршруты и места остановок столичные власти обещают согласовывать с жителями в ходе общественных слушаний.

Планируется, что на возведение первой линии потребуется не больше года, для чего выделяется порядка 17 млрд. руб. Сумма скромная по сравнению с затратами на строительство метро – около 50 млрд. руб. в год. Если же говорить о законченных линиях, как в случае со скоростным трамваем, то сравнение будет еще более впечатляющим. Так, например, строительство Солнцевской линии метрополитена обойдется примерно в 100 млрд. руб. Это почти в шесть раз больше, чем выделят на линию скоростного трамвая в Восточном административном округе, а ведь протяженность новой метроветки будет даже меньше – чуть больше 10 км.

Скоростной трамвай – естественная альтернатива метро. В том числе и в экономическом плане. Так, к примеру, предполагаемая длина трамвайных путей в ВАО составит 11,5 км, средняя скорость трамвая – 50 км в час, интервал движения – 5 мин. Для прохождения всего маршрута этой линии потребуется 15 мин. и не более 10 трамваев. Немецкий трехвагонный трамвай Siemens Combino стоит 148 млн. руб., то есть по 49 млн. за вагон. Для сравнения: недавно столичные власти решили закупить 160 новых метровагонов по цене 75 млн. руб. «При перевозке одного пассажира трамваем требуется в 5–10 раз меньше территории и энергетических ресурсов, – говорит президент Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта Александр Мирошник. – При этом в атмосферу выбрасывается в 5–25 раз меньше загрязняющих веществ, чем при перевозке индивидуальным автотранспортом. Да и себестоимость перевозок, с учетом стоимости эксплуатации рельсовых путей, стоянок, депо, подвижного состава и т.п., на трамвае в 3–5 раз ниже, чем себестоимость перевозок индивидуальным автотранспортом».

Кроме трамваев планируется также увеличивать и скорость движения автобусов. Для этого будут организованы специальные экспресс-маршруты, первый из которых будет запущен по Ленинградскому шоссе от площади Белорусского вокзала до МКАД уже у ближайшие дни. На данном маршруте будет всего шесть остановок, а скорость движения увеличится до 30 км/ч. В настоящее время скорость движения автобусов по городу в среднем не превышает 15 км/ч. В ближайшем будущем скоростные автобусы появятся на десяти основных направлениях. А для того чтобы автобус стал более привлекательным для пассажиров, пользующихся в настоящее время личным автомобилем, вводятся, например, такие новшества, как wi-fi. В качестве эксперимента автобусы с доступом в Интернет уже курсируют на 400 маршрутах, которые возят пассажиров из Зеленограда в Москву.

"