Posted 4 октября 2005,, 11:32

Published 4 октября 2005,, 11:32

Modified 8 марта, 09:27

Updated 8 марта, 09:27

Тайны венгерской коллекции: открылась выставка «перемещенных ценностей»

4 октября 2005, 11:32
Тайны венгерской коллекции: открылась выставка «перемещенных ценностей»

Споры о реституции и о перемещенных ценностях мало волнуют широкую публику. Во многом потому, что шедевры западноевропейского искусства, вывезенные из Европы в СССР во время войны, десятилетиями пылятся в запасниках. В Нижнем решили заполнить этот пробел и выставить уникальную «венгерскую коллекцию», которой Россия скоро может лишиться. Среди экспонатов - "Апостол Яков" Эль Греко, "Портрет Мэри Лорансен с мопсом" Эдуара Мане, "Мужской портрет" Якопо Тинторетто, "Женский портрет" Огюста Ренуара и "Карнавал на улице" Франсиско Гойи.

О венгерской коллекции в Нижегородском художественном музее вот уже шесть десятилетий ходят легенды. Она попала в Горьковский художественный музей сразу после войны. Привезли картины и скульптуры бойцы 42-й армии, сформированной на нижегородской земле. Причем, привезли не из Венгрии, а из Германии. Согласно официальной версии солдаты подобрали ящики с произведениями искусства как бесхозное имущество на одной из северогерманских железнодорожных станций . «Венгерской» же коллекция называется, поскольку до войны картины находились в частных собраниях венгерских коллекционеров.

До конца 80-х годов о существовании венгерской коллекции в центре Грабаря знали всего три человека. Такая же секретность соблюдалась и в Горьковском музее. Жизнь коллекции проходила под обозначением "особый фонд". То есть без права показа и исследования. Так продолжалось до начала 90-х, когда вопросы реституции были рассмотрены на правительственном уровне. В результате пятнадцать работ из коллекции Борис Ельцин подарил своим венгерским друзьям. Шесть осели в столичном музее имени Пушкина. Пятьдесят три работы остаются в Нижнем.

Сейчас шедевры мировой живописи из венгерской коллекции классифицируются как перемещенные ценности. Сложный вопрос о возвращении вещей владельцам коллекции или их наследникам периодически поднимается венгерской стороной. Российская сторона хранит молчание.

В составе нынешней экспозиции – 42 работы. Двадцать семь из них находятся на временном хранении в Нижегородском художественном музее. Пятнадцать - привезены из Всероссийского научно-реставрационного центра имени академика Грабаря. До 1957 года все шедевры находились в Горьком в запасниках художественного музея. После приема ценностей музеем была проведена первичная разборка и фотофиксация произведений. В 1957 году решением дирекции музея и Министерства культуры СССР коллекцию в составе 143 картин и восьми деревянных скульптур отправили на реставрацию в научно-реставрационный центр имени Грабаря .

Директор Международного информационного центра по проблемам перемещенных ценностей Галина Дмитриева назвала открывшуюся экспозицию знаковой, поскольку выставка проходит в год окончания 60-летия II мировой. Однако на тему урегулирования вопросов собственности организаторы выставки говорят неохотно. «Мы не политики, мы – хранители», - подчеркивает заместитель директора центра имени Грабаря Светлана Вигасина.

Тайны венгерской коллекции до сих пор не раскрыты. Например, сохранилось крайне мало документов, подтверждающих , как шедевры вообще попали в Советский Союз. Музей надеется, что издание каталога работ поможет введению в научный оборот мировых шедевров, ранее недоступных для зрителя.

Сергей Анисимов, Нижний Новгород

"