Posted 3 октября 2005,, 20:00

Published 3 октября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:29

Updated 8 марта, 09:29

Последнее интервью

Последнее интервью

3 октября 2005, 20:00
Нашу беседу по телефону организовал главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов. Семен Левин находился в больнице, за границей. Но голос был бодрый и с радостью принимал поздравления по случаю высокой награды – зарубежные коллеги наградили многосерийный фильм «Конвой PQ-17» (режиссер Александр Котт) за спецэ

Казалось, что и исцеление возможно. Но 9 сентября нынешнего года не стало великого теле- и кинодизайнера России. Семен Левин по первой профессии дизайнер ландшафтов. Он мечтал о разноцветных городах, но советская власть его проекты отвергала, предпочитая серый цвет новостроек. В 90-е он смело пошел создавать новую визуальную среду и стал первым в современной российской истории «дизайнером телевидения». «Восьмого марта были цветочки, под Новый год – снежинки. Вот так телевидение и жило», – описывал знаменитый дизайнер советское ТВ до своего прихода. Именно он создал имидж НТВ и зеленый шарик, который уже 12 лет служит эмблемой кинокомпании. Именно Семен Левин придумал знаменитую мишень – эмблему радио «Эхо Москвы». Его заслуги своеобразно оценил Виктор Пелевин и в романе «Generation П» сделал одним из персонажей под именем Семен Велин. В мир большого кино Семена Левина и его команду пригласил продюсер Владимир Досталь («ДОМФильм»), задумав экранизировать роман Валентина Пикуля «Конвой PQ-17». Сложность была в том, что практически не осталось ничего от материальной среды, необходимой для воплощения замысла. «Владимир Досталь показал мне сценарий и сказал: «Если вы возьметесь воссоздать точные копии кораблей, самолетов военного времени и весь этот мир, который сейчас уже не существует, то мы будем фильм снимать, а если не беретесь, то съемки не состоятся, – рассказывал в начале нашей беседы Семен Левин. – Работу на телевидении можно сравнить с работой кондитера, который занимается украшением, а дизайн в кино похож на работу повара, который создает. Самое сложное – воспроизвести виртуально то, что существовало или существует реально».

– Для многих зрителей было открытием, что в «Конвое PQ-17» использовано большое количество спецэффектов. Как удалось спрятать такую колоссальную работу?

– Мои коллеги – замечательные, талантливые люди, мы вместе много лет. Трудясь над «Конвоем», мы изучали живопись Тернера, Айвазовского, чтобы понять, как создается ощущение моря. Большую часть боевой и гражданской техники – эсминцев, транспортных судов, немецких и советских подлодок, боевых самолетов – сейчас можно увидеть только в энциклопедиях. Еще до режиссерского сценария мы с режиссером Александром Коттом, оператором Петром Духовским, художниками-постановщиками обговаривали все мелочи. Проходных деталей не было, все имело значение. Работу мы провели ювелирную. И если зритель ее не заметил, то это как раз хорошо. Здесь тот самый случай, когда зритель должен ощущать, что хочет показать режиссер, его задачу. Более того, в популярных фильмах режиссера Андрея Эшпая «Дети Арбата» и «Штрафбат» Николая Досталя спецэффектов не меньше, чем в «Конвое PQ-17», просто там они еще менее заметны.

«Конвой PQ-17»

– Спецэффекты готовятся под уже отснятый материал?

– Нет, все делается заранее. Сергей Эйзенштейн, к примеру, рисовал практически весь фильм. Тогда еще и термина такого не было – story board, – а он у него был нарисован. Это позволяет точно и ясно представлять, что будет, а качество фильма только улучшается. Присутствие дизайнера на съемках уже само по себе стало новшеством, но это очень дисциплинирует группу. Проблема современных российских режиссеров в том, что они еще не склонны к такой скрупулезной работе, они часто «творят» прямо на площадке. Для таких фильмов очень сложно делать спецэффекты. Например, нам приходилось к осенним деревьям пририсовывать весенние листики – задача не самая увлекательная.

«Штрафбат»

– Что еще изменилось в кино благодаря новым технологиям?

– Виртуальная графика все чаще становится языком фильма. Есть прецеденты в мире, когда дизайнер становится полноправным создателем кино наравне с режиссером. Вспомните «Властелина колец» Питера Джексона или «Гарри Поттера» Альфонсо Куарона. Очень показателен «Небесный капитан и Мир будущего» Керри Конрана. Здесь кино уже превращается в сам дизайн, в создание визуальной среды, в которой находится не только актер, но и зритель.

– Какие фильмы нравятся вам?

– Я довольно всеядный человек, меня сложно вытянуть из зала, даже если фильм мне не нравится, я не могу уйти до конца. Я почти все люблю, я вообще люблю кино. Вообще. Кстати, когда-то очень давно я хотел поступать на актерский факультет и увлекался пантомимой, но потом это ушло, я выбрал другую профессию, которой и занимаюсь уже много-много лет. Я обожаю старые немые черно-белые фильмы. Создание фильма завораживает, и любой человек, попадающий на площадку, автоматически ощущает, что присутствует при рождении.

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

5 мая 1949 г. – 9 сентября 2005 г.

Учился в Московском Академическом художественном училище памяти 1905 года.

В 2002 году 15 работ Семена Левина были отмечены наградами на престижных конкурсах, проводимых в США: OMNI INTERMEDIA AWARD и AXIEM AWARDS.

В 2003 году Семен Левин становится арт-директором компании «ДомВидео», которая помимо телевидения начинает работать с кинопродукцией. Студия занимается созданием визуальных эффектов для телефильмов. Один из первых больших проектов студии – это работа над фильмом «Конвой PQ-17». В этом же году каждая из 24 работ, отправленных на конкурсы OMNI INTERMEDIA AWARD и AXIEM AWARDS, была отмечена наградой, из них 11 работ получили высшую награду конкурсов.

В 2004 году на конкурсе AURORA AWARDS 2004, проходившем в Salt Lake City (США), студия получила платиновую награду в номинации «Визуальные эффекты» в кинематографии (фильм «Конвой PQ-17») и 7 наград на конкурсе OMNI INTERMEDIA AWARDS 2004.

Член Союза художников СССР, один из инициаторов создания Союза дизайнеров СССР.

Дважды лауреат Национальной телевизионной премии «ТЭФИ» (1998, 1999).

Дважды лауреат национальной премии «Лучший дизайн России».

Лауреат международных премий в области телевизионного дизайна в Берлине, Новом Орлеане, Париже, Милане, Будапеште.

Член Академии Российского телевидения.

"