Рус
Eng
Рецензии месяца

Рецензии месяца

4 октября 2005, 00:00
Общество
«Итальянец», «Бедные родственники», «Последние дни», «Зеркальные войны: Отражение первое»

«ИТАЛЬЯНЕЦ» (2005)

Российская премьера: 22.09.2005
Жанр: Драма
Режиссер: Андрей Кравчук
В ролях: Коля Спиридонов, Мария Кузнецова, Юрий Ицков
Производство: киностудия «Ленфильм»
Прокат: «Панорама»
Продолжительность: 92 мин.
Награды: Гран-при на МКФ «Балтийские дебюты» в Светлогорске (Калининградская обл.) и Гран-при фестиваля «Московская премьера», 2005

Детдомовец шести лет Ваня Солнцев (актер Коля Спиридонов) вместо того, чтобы радоваться будущему счастью у приемных итальянских родителей, с упорством стремится найти свою маму. Взрослые стараются убедить малыша, что ему повезло, ему дан великий шанс добиться лучшей жизни, но слова не действуют. Ваня отправляется в путь.

Андрей Кравчук снял очень патриотичное и грустное кино, без громких слов о любви маленького, но отважного сердца, для которого Родина означает – мама.

Пейзаж часто утопает в тумане – сильная метафора о прошлом, настоящем и будущем маленького героя, но Ваня Солнцев еще не размышляет о своей убогой детдомовской жизни, не представляет, что его ждет впереди, он просто верит – найдет маму и все будет хорошо. Для режиссера нет второстепенных персонажей, все тщательно выписано (автор сценария Андрей Романов) и очень убедительно сыграно, что в отечественном кино уже стало редкостью.

«Будьте как дети – и вам откроются врата рая»? Зал тихо плакал, глядя на экран, и учился у маленького мальчика умению защищать собственное достоинство. За последние два года на наших экранах появились яркие мужские характеры. Среди взрослых киногероев подобных не припомню. Какие-то «каратисты-боксеры», «братаны»… Альтернатива им редкость. Братья-подростки («Возвращение», реж. Андрей Звягинцев), сын главного героя («Коктебель», реж. Алексей Попогребский, Борис Хлебников), бездомный мальчик («Парниковый эффект», реж. Валерий Ахадов). Теперь появился Ваня Солнцев. Похоже, есть в России режиссеры, для которых понятие «дети – наша надежда» вовсе не дежурная фигура речи в кино. На мой взгляд, и Сергей Бондарчук, как режиссер фильма «Судьба человека» (1959), и Илья Фрэз, снявший «Я купил папу» (1962), приняли бы Андрея Кравчука в свой клуб, если бы подобный существовал.

«Итальянец» в этом году получил Гран-при взрослого жюри детского конкурса 55-го Берлинского МКФ, а также особое упоминание жюри, состоявшего из детей.

Гран-при МКФ «Балтийские дебюты» (г. Светлогорск Калининградской области), Гран-при зрительских симпатий фестиваля «Московская премьера». В конкурсе «Кинотавра» фильм участия не принимал. К счастью для победителей. Такое испытание любви к маме «бедные родственники», похоже, не выдержали бы.



Сергей Гармаш

«БЕДНЫЕ РОДСТВЕННИКИ» (2005)

Виктор МАТИЗЕН

Российская премьера: 06.10.2005
Жанр: Комедия
Режиссер: Павел Лунгин
В ролях: Константин Хабенский, Сергей Гармаш, Леонид Каневский, Даниил Спиваковский, Марина Голуб, Наталья Коляканова, Эстер Гуетен, Александр Ильин
Производство: «Оникс»
Прокат: «Каропрокат»
Продолжительность: 103 мин.

Помесь Бендера с белым клоуном, плут с печальными глазами (Константин Хабенский) ищет в России родственников по заказу давно эмигрировавших евреев и украинцев. За отсутствием или ненахождением настоящих готовит подставных. Родственники фальшивые, но чувства между ними порой возникают настоящие – люди есть люди. Комические ситуации сменяются трагикомическими и почти трагическими: старый партизан прикидывается бендеровцем, один из эмигрантов – тоже подставное лицо – и вдобавок кровный враг того, кого он ищет, чтобы отомстить за настоящих родных. А рабочий-еврей в экстатическом исполнении Сергея Гармаша подозревает богатого американского дядюшку в корыстном желании увести за бугор его бедную мамочку, чувствительно сыгранную 90-летней французской еврейкой. Намечен, но не развит любопытный мотив всеобщей подмены и тотальной неподлинности мира – картина, увы, излишне суетлива, и многое теряется в деталях, подчас весьма остроумных, но не складывающихся в целое. В итоге получается вилка – для наивной публики фильм чересчур затейлив, а для продвинутой – не достроен.



«Последние дни», Майкл Питт

«ПОСЛЕДНИЕ ДНИ» / LAST DAYS / (2005)

Российская премьера: 20.10.2005
Жанр: Драма
Автор сценария и режиссер: Гас Ван Сент
В главной роли: Майкл Питт
Производство: HBO Films
Прокат: Пан Терра
Продолжительность: 97 мин.
Награды: Большой приз Каннского кинофестиваля за звуковое решение, 2005

В течение часа человек с отсутствующим видом бесцельно слоняется по богатой вилле, где находятся еще несколько таких же полувменяемых. То ли они одурманены, то ли просто выключены из реальности – разобрать невозможно, но видно, что это – существование на грани между жизнью и смертью, между этой и другой реальностью. Гас Ван Сент предоставляет зрителю возможность погрузиться в эту прострацию, внутренне повторяя машинальные движения героя и странные блуждания камеры, то идущей вслед за ним, то бросающей его, чтобы последовать за кем-то другим, как это было и в «Слоне». Другое дело, зачем вам это надо и захотите ли вы присоединиться к этой слитно-разобщенной паре из человека и его внешнего глаза. Если нет – не злитесь: просто картина не для вас. Но если вы втянетесь или просто потерпите час, то будете вознаграждены явлением музыки из хаоса и душевной смуты – музыки, не уничтожающей хаос, а сохраняющей его в гармонизированном виде. Тогда станет ясно, что предсмертные блуждания во внутреннем и внешнем пространстве, да и сама смерть – всего лишь плата за вход туда, откуда нет возврата и куда до Курта Кобейна, чьи последние дни вдохновили режиссера на фильм, ушли Джанис Джоплин, Брайан Джонс, Джимми Хендрикс, Элвис Пресли и Владимир Высоцкий. С той поры их удел – молчание, но некогда рожденные ими звуки все еще продолжают нас будоражить.



«Зеркальные войны: Отражение первое», Малколм Макдауэлл

«ЗЕРКАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ: ОТРАЖЕНИЕ ПЕРВОЕ» (2005)

Российская премьера: 01.09.2005
Жанр: Боевик / Триллер
Режиссер: Василий Чигинский
В ролях: Малколм Макдауэлл, Валерий Николаев, Михаил Горевой, Рутгер Хауэр, Арман Ассанте, Анатолий Журавлев, Сергей Чонишвили, Владимир Виноградов, Ксения Алферова, Амалия Гольданская, Ксения Раппопорт, Ивар Калныньш
Производство: Kremlin Films, 2005
Прокат: Централ Партнершип
Продолжительность: 110 мин.

Большую дичь, чем эта, не упомнят даже критики, видевшие советский шпионский фильм 1955 года «Случай с ефрейтором Кочетковым», вошедший в историю как образец кретинизма кинематографистов. Интрига «Войн» сводится к тому, что некие темные силы хотят заполучить сверхновый советский истребитель, а наши доблестные летчики и службисты из органов безопасности не дают им этого сделать. Однако через пять минут после начала мало-мальски соображающий зритель понимает, что гады свою задачу уже выполнили, поскольку никто из наших героев не догадывается, что один из летчиков завербован и может, улучив момент, угнать машину. Все дальнейшее абсолютно примитивно, включая расположение шпионской базы в уссурийской тайге рядом с секретной российской военной базой, перерождение шпионки под воздействием чистого чувства, а особенно то, что изменника не снабдили хорошим снотворным (не говоря уже о яде), дабы надежно усыпить героического напарника, украсть истребитель и атаковать самолет президента США.

У дешевых боевиков иногда бывают зрелищные достоинства – виртуозные бои, остроумные диалоги, спецэффекты и мужественные герои в исполнении кинозвезд. Ничего этого в «Зеркальных звездах» нет, хотя воздушные съемки Сергея Козлова плохими не назовешь, а зарубежные гастролеры Арман Ассанте и Малколм Макдауэлл выглядят лучше, чем наши исполнители ролей зарубежных агентов в столь же бездарном, но куда более дешевом шпионском фильме Рудольфа Фрунтова «Солнечный удар».

О возврате потраченных средств (указанный бюджет ленты – $10 млн) не может быть и речи – картина соберет в несколько раз меньше, чем стоила, хотя только для того, чтобы окупиться, ей надо собрать $25 млн. О моральных дивидендах не может быть и речи – более саморазоблачительное произведение трудно и придумать.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter