Posted 3 октября 2005,, 20:00

Published 3 октября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:29

Updated 8 марта, 09:29

Время Чулпан

Время Чулпан

3 октября 2005, 20:00
Актеры в большинстве своем фаталисты. Они любят рассуждать о судьбе, об удаче, о везении, о шансе, мечтают о каком-то особенном стечении обстоятельств… «Его Величество Случай» – вожделенная мечта, ради которой они сутками дежурят у своих телефонов, рассылают свои фото по различным агентствам, не пропускают ни одной веч

Чулпан Хаматова ждать не умеет. Ее судьбу, точно следуя поговорке, определил характер. Казань, Москва, ГИТИС, курс Алексея Бородина, «Мосфильм», режиссер Вадим Абдрашитов и «Время Танцора» – главная женская роль. Кто такая? Сколько лет? Где взяли? Глаза – сумасшедшие, рот – упрямый, улыбка – детская, имя – Чулпан, к которому долго привыкали журналисты и критики. Маленькая, юркая, стремительная в движениях. Уже тогда угадывалась ее необыкновенная женская страстность, которую язык не повернется назвать сексуальностью. Уже тогда угадывался незаурядный яркий умный человек – одержимый, требовательный, выносливый. Ее лицо окрестили «лицом поколения», под это определение попал и Сергей Бодров – именно поэтому они оба появились в качестве ведущих на программе «Взгляд», и это единственное, что их объединяло. Потому что Сергея выбрало время, как наиболее точный типаж, как средство выраженья «мычанья» девяностых, а Чулпан это время просто остановила – как такси. «Проголосовала» у своей обочины, открыла дверцу и, не назвав ни цены, ни адреса, уверенно устроилась на переднем сиденье. МОЕ время.

Романтическую мелодраму «Путешествие в Калининград» с Чулпан Хаматовой в главной роли снимает немецкий телеканал ZDF. Главный герой – Вальтер Штайнхофф (его играет Вольфганг Штумф, на фото) – приезжает в Калининград из Дрездена. Он хочет выполнить последнюю волю матери – развеять ее прах на бывшей родине. Гидом иностранца становится местная девушка Надежда (Чулпан Хаматова).

Ее героини носят типовые имена, типовые наряды, произносят типичные для обстоятельств тексты и влюбляются в обыкновенных мальчиков и мужчин. Все эти Кати, Риты, Лары, Вари, Ольги, Тани и Маши Мухины могли бы пронестись перед нашим взором как серые галки, не оставив о себе ни памяти, ни вздоха. Могли бы растаять, исчезнуть, кончиться, не успев начаться. Могли бы. Если бы не Чулпан. Она наделила их характерами, она сочинила им прошлое и определила будущее, она придумала им привычки, жесты. Она наградила их талантами – одна танцует, другая поет, третья сочиняет, четвертая играет на фортепиано, пятая говорит на иностранных языках. Она научила их любить и жертвовать собой во имя любви – может, это и есть ее главная тема?

Вокруг ее героинь всегда страдания, но всегда – и вера. Волшебное свечение правды оберегает ее от режиссерских неудач, она интуитивно чувствует жанр, частенько спасает своим присутствием картину, да и спектакль. Стыдных работ у нее не было – и везение тут абсолютно ни при чем.

С Бахтиером Худойназаровым

При таком гипертрофированном чувстве долга и ответственности трудно, почти невозможно, строить из себя «глину» и в каждом режиссере видеть Пигмалиона. Конечно, хорошо, когда в твоей жизни вдруг появляется фантазер Худойназаров, который назовет тебя Мамлакат, насует подушек под платье, наплетет тысячи косичек и отправит в полет за счастьем («Лунный папа», 1999). Еще здорово прикинуться никому не известной, но гордой русской артисткой и украсить своим неузнанным лицом несколько европейских фильмов (например, «Гуд бай, Ленин!»). Хорошо, когда телевизор вдруг взбунтуется, затошнит от сериалов и затребует пищи экологически чистой, свежей, красочной – тогда появятся удивительные по своей пронзительности «Дети Арбата» Андрея Эшпая и отважная, отчаянная «Гибель Империи» Владимира Хотиненко. Хорошо, когда театр «Современник» назначит тебя Главной Артисткой и заставит подтверждать этот статус на каждой премьере. И кажется, что груз уже неподъемен, что хрупкая твоя фигурка разломится пополам, как спичка, что милая хрипотца перерастет в шипение и голоса твоего уже никто никогда не услышит. А синяки, ушибы и царапины никогда не сотрутся с твоего измученного тела… А дядьки и тетьки, набившиеся в потные залы, вечно будут требовать от тебя настоящих смертей и настоящих страданий, их не обманешь клюквенным соком и картонным мечом. Так что давай, Чулпан! Твое время продолжается.

СПРАВКА

Чулпан Наилевна Хаматова родилась 1 октября 1975 года в Казани. После окончания Казанского театрального училища поступила в ГИТИС на курс Алексея Бородина. В 1998 году была приглашена в труппу Московского театра «Современник».


1 июня 2005 года в театре «Современник» актеры театра и кино, музыканты, журналисты и врачи провели благотворительный концерт «Подари мне жизнь» в поддержку детей, больных лейкемией. Цель акции – сбор средств на покупку специальной рентгеновской установки для облучения крови. Организаторами акции стали Чулпан Хаматова и Дина Корзун.


ЦИТАТА

«…состояться как актриса, я уверена, больше шансов в театре. Без театра невозможно, театр – это, может быть, единственный тренинг, который есть у драматических актеров, мы не играем гаммы по утрам, мы не стоим у балетного станка. Этот тренинг души нам нужен обязательно, и если ты только снимаешься в кино, ты все равно идешь на компромиссы, чтобы работать, потому что не бывает хороших сценариев и потрясающих ролей. А в театре ты мо-жешь не идти на компромиссы, ты можешь выбирать и при этом быть в фор-ме и твоя душа в форме, и нервная система, все это очень важно, конечно».


ИЗБРАННАЯ ФИЛЬМОГРАФИЯ

«Гарпастум» (реж. Алексей Герман-мл., 2005)
Сериал «Дети Арбата» (реж. Андрей Эшпай, 2004)
«72 метра» (реж. Владимир Хотиненко, 2004)
«Гуд бай, Ленин!»/Good Bye, Lenin! (реж. Вольфганг Беккер, 2003, Германия)
«Рождественская мистерия» (реж. Андрей Кравчук, 2000)
«Лунный папа» (реж. Бахтиер Худойназаров, 1999)
«Тувалу»/Tuvalu (реж. Файт Хелмер, 1999, Германия)
«Англия»/England (реж. Ахим фон Боррис, 1999, Германия)
«Страна глухих» (реж. Валерий Тодоровский, 1998)
«Время танцора» (реж. Вадим Абдрашитов, 1997)


НАГРАДЫ

2004 – Лауреат премии «Кумир»

2004 – Лауреат Государственной премии в области театрального искусства за роли в спектаклях «Дневник Анны Франк», «Три товарища», «Мамапапасынсобака»

С 2004-го – заслуженная артистка Российской Федерации


ТЕАТРАЛЬНЫЕ РОЛИ

«Голая пионерка» – Маша Мухина (театр «Современник», 2005)
«Гроза» – Катерина (театр «Современник», 2004)
«Мамапапасынсобака» – Андрия (театр «Современник», 2003)
«Три сестры» – Ирина (театр «Современник», 2001)
«Три товарища» – Патриция Хольман (театр «Современник», 1999)
«Чествование» – Санни (Театр А. Чехова, 1997)
«Поза эмигранта» – Катя (Театр А. Чехова, 1996)
«Дневник Анны Франк» – Анна Франк (РАМТ, 1996)
«Фанта-инфанта» – Фанта (Театр Луны, 1995)
«Мечты маленького Робинзона» – Пятница (Театр Луны, 1995)

"