Posted 3 сентября 2014,, 20:00

Published 3 сентября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:16

Updated 8 марта, 04:16

Они не позвонят

3 сентября 2014, 20:00
По данным представителей различных правозащитных организаций, на этой неделе в Мурманскую область привезли тела трех российских военнослужащих, один «груз 200» пришел в Пермский край, еще два – в Астрахань. Кроме того, сообщается о тяжелораненном бойце из Ульяновска, который лишился ног на Украине. Представители Минобо

О том, что в Мурманскую область привезли тела погибших, сообщила «НИ» глава организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Элла Полякова: «Буквально сейчас проверяем информацию о трех «грузах 200» в Мурманск». Эту информацию «НИ» подтвердила глава межрегионального координационного центра «Забытый полк» Елена Васильева: «Привезли троих. Двоих – в Печенгский военный госпиталь, одного – в Спутник (поселок в Печенгском районе Мурманской области – «НИ»). Ко мне обратились сначала родители одного бойца, следом еще родители одного парня подтвердили». По ее словам, двое из погибших были саперами, в каких войсках служил третий, пока непонятно. В Печенге расположена воинская часть 08275, где дислоцируется 200-я отдельная мотострелковая бригада, подчиняющаяся Северному флоту. В бригаде есть и мотострелковые, и артиллерийские, и ракетные, и инженерно-саперные подразделения.

Заместитель командира 200-й бригады по работе с личным составом Руслан Свистунов информацию о поступлении тел в беседе с «НИ» не подтвердил: «Я не знаю, о чем вы говорите». То же самое местным жителям сообщали и в медучреждении, куда предположительно отправили тела.

«В военном госпитале Печенги, куда якобы привезли погибших, дали комментарий слухам: «Бред собачий!». Если есть здесь родственники якобы погибших, их знакомые, откликнитесь!!! Мне кажется, кто-то просто пытается посеять панику в стране среди родителей военнослужащих», – пишет в группе в/ч 08275 один из пользователей «ВКонтакте» (орфография автора сохранена).

Вчера же тело одного из погибших должно было быть доставлено в Пермский край, сообщила «НИ» член краевого общества «Мемориал» Ирина Кизилова. По ее словам, речь идет о Василии Караваеве – уроженце села Кува, который служил по контракту в танковых войсках всего месяц после года призывной службы. Пока об обстоятельствах и месте гибели бойца известно только со слов его сестры. «Она утверждает, что он погиб на Украине. В военкомате нам сказали, что он умер в госпитале в Ростове, но от боевых ранений», – сказала Ирина Кизилова. Оперативный дежурный пермского краевого военкомата заверил «НИ», что «ничего пока не поступало».

Сообщения о «грузе 200» пришли также в среду из Астрахани. Глава местного Комитета солдатских матерей Анатолий Салин рассказал местным журналистам, что 30-летний контрактник погиб 16 августа от «взрывной раны, множественных осколочных ранений головы, живота, внутренних органов, острой кровопотери, сопряженной с обугливанием тела». В графе «род смерти» стоял прочерк, а командование части якобы заявило родственникам, что военнослужащий погиб в Ростове-на-Дону при исполнении служебных обязанностей. Местом службы бойца была одна из воинских частей в Чечне – напомним, что в этой республике дислоцируется 18-я мотострелковая бригада, части которой были, по сообщениям правозащитников, переброшены на Украину. Там же служил по контракту еще один из погибших, предположительно в зоне конфликта, – Марсель Араптанов из Башкирии.

В среду же в соцсети Facebook появилась информация о доставке в Москву тяжелораненного солдата-контрактника 31-й ульяновской бригады ВДВ. «Позвонил брат. Сказал: его сына, моего племянника, привезли в московский госпиталь. Он теперь безногий инвалид до конца жизни», – написал пользователь соцсети Сергей Козлов. Другие юзеры нашли страницу 21-летнего Николая Козлова, на которой в марте были выложены его фотографии в форме украинского милицейского спецназа «Беркут», разгонявшего минувшей зимой киевский майдан. Ко второй половине дня в среду в ряде украинских интернет-СМИ появились заметки с заголовками вроде «Российские десантники в форме «Беркута» убивали украинцев».

Тем временем члены президентского Совета по правам человека (СПЧ) продолжают ждать ответа на свое обращение в правоохранительные органы по фактам пропажи и гибели российских солдат на Украине. Депутат Госдумы Дмитрий Гудков, ранее направивший письмо в Минобороны, также сообщил «НИ», что никакой реакции на него пока не получил.

Во вторник же в СПЧ прошло заседание постоянной комиссии по военно-гражданским отношениям, на котором присутствовали представители Минобороны – заместители главы ведомства Николай Панков и Руслан Цаликов. «Мы много вопросов обсуждали и этот в том числе. Представители Минобороны сказали, что пока проверяют информацию», – сказала Элла Полякова. «Минобороны пока наши сведения не опровергло, но и не подтвердило. Мы договорились создать рабочую группу, чтобы каждый случай исследовать отдельно», – добавил «НИ» директор правозащитной группы «Гражданин. Армия. Право» Сергей Кривенко. По его словам, у членов СПЧ есть не менее десятка обращений от родственников погибших, по каждому из которых составлены заявления в Следственный комитет и Генпрокуратуру: «Необходимо расследовать эти факты, потому что вопросов очень много. Например, в документах значится причина смерти – боевые ранения, осколочные ранения, потеря крови. А в графе «Обстоятельства гибели» стоит прочерк. В графе «Место смерти» – прочерк либо «Пункт временной дислокации части». Как это понимать?»

На том же заседании СПЧ генерал Панков рассказал правозащитникам об акции «Позвони маме», которая призвана успокоить семьи военнослужащих, которые опасаются отправки сыновей на войну. Как сообщил замминистра, 31 августа и 1 сентября солдаты и офицеры по всей России получили SMS-сообщения с текстом: «Вспомни первые шаги в школу. Позвони маме». Он подчеркнул, что инициатива родилась именно после сообщений правозащитников о том, что родители военнослужащих по всей стране не могут выйти на связь со своими сыновьями.

"