Posted 3 сентября 2007,, 20:00

Published 3 сентября 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:33

Updated 8 марта, 08:33

Встревоженный регион

Встревоженный регион

3 сентября 2007, 20:00
В Республике Ингушетия накаляется атмосфера. Боевики совершают преступления чуть ли не каждый день, а введенные в начале августа федеральные войска не могут с ними справиться. В последние недели боевики начали убивать не только военных и милиционеров, но и мирных жителей. В минувшую пятницу было совершено нападение на

Обстановка в Ингушетии с каждым днем накаляется. Второе за лето нападение на семью русских учителей вызвало тревогу у коренных ингушей. В пятницу в городе Карабулак неизвестные ворвались в дом преподавателя русского языка местной школы Веры Драганчук и расстреляли двух ее сыновей и супруга. Вера чудом спаслась – выпрыгнула в окно. Правоохранители сразу связали воедино это нападение и убийство учительницы Людмилы Терехиной и ее двух детей, случившееся в середине июля в соседнем селе, Орджоникидзевском. Позже, на похоронах женщины, прогремел взрыв.

Недовольство местных жителей подогрело задержание двух жителей Карабулака, которых подозревают в убийстве Веры Драганчук. «Операцию проводили сотрудники ФСБ, – рассказал «НИ» пресс-секретарь МВД Ингушетии Яхья Хадзиев. – 21-летний Апти Далаков был убит при попытке сопротивления, а 20-летнего Илиза Долгиева задержали». Карабулакцы сомневаются, что они были боевиками. «Они были уважаемыми парнями, – рассказала «НИ» жительница Карабулака Разимхан. – Сейчас силовики хватают первых попавшихся и обвиняют их во всех грехах, прямо как в 37-м году».

Повлиять на обстановку должны были введенные в республику в начале августа войска. По решению министра внутренних дел Рашида Нургалиева в Ингушетию были направлены бронетехника и около 2,5 тыс. военнослужащих. Однако, как показали дальнейшие события, это лишь вызвало новую агрессию со стороны боевиков. Не поняли этих мер и местные жители. «Зачем в такой маленькой республике бронетехника? – удивляется ингуш Исраил. – Здесь ведь равнина, все как на ладони. И война тут продлится три дня – убьют всех. Добились лишь одного – мы живем в постоянном ожидании какого-то страшного события».

Боятся не только жители маленьких городов и сел. Жители Назрани признались корреспонденту «НИ», что и им не по себе. Если днем еще слышен детский смех в городе, то к десяти часам вечера жизнь в Назрани замирает. Военные, дежурящие в гостинице «Асса», настоятельно советуют постояльцам не выходить вечером на улицу. А по ночам периодически слышны выстрелы. Почти у каждого здания есть своя боевая история. «Здесь как-то был обстрелян дом, – рассказывает сотрудник центра «Мемориал» Тимур Акиев, показывая на здание рядом с Домом культуры Назрани. – Там люди погибли». Военных иногда можно встретить на трассе. Местные жители стороняться «федералов». «Все из-за жестких проверок, которые начинаются после обстрелов и похожи на зачистки, – объясняет Тимур Акиев. – Федералы обычно окружают целое село и начинают жестко действовать. Так, в селе Али-Юрт были избиты около 20 жителей. Тогда военные пытались найти боевиков, обстрелявших здание ФСБ. В таких зачистках никто не представляется, все в камуфляже, а на машинах нет номеров. Если кого-то задержат, люди не понимают, куда потом увозят их родных. Иногда люди пропадают без вести».

Подобное произошло в селении Сурхохи, в котором в июне этого года был задержан Руслан Аушев, подозреваемый в подготовке теракта в Беслане. «Около ста человек, одетых в камуфляж, окружили наш дом и соседний, – рассказала «НИ» тетя Руслана Фатима. – Нас всех загнали в домик во дворе, периодически подгоняя прикладами. Даже детей по спине били, не говоря уже о взрослых. Мужчин всех до неузнаваемости отмутузили. Застрелили Руслана, а потом БТР разрушил наш дом». Сейчас вместо дома руины. Зимовать семье Аушевых придется в сарае и железном вагончике. Не обошлось и без мародерства. «Перед тем как разрушить дом, напавшие вынесли из дома ковер, магнитофон и сотовые телефоны, – продолжает Фатима. – Мы потом узнали, что задержание проводили сотрудники ФСБ». Через некоторое время это село вновь навестили люди в камуфляже и забрали мужчин. После этого около 40 женщин вышли на митинг против незаконных задержаний. Взявшись за руки, они перегородили бакинскую трассу.

В том, что существуют конспиративные задержания, признается даже президент Ингушетии Мурат Зязиков. «Да, такая проблема существовала, – сообщил «НИ» Мурат Зязиков. – Но я собирал по этому поводу совещание. Теперь все задержания должны проводиться вместе с местными сотрудниками правоохранительных органов, чтобы люди знали, кто к ним пришел».

Соглашаются чиновники и с тем, что ситуация в республике дестабилизована. Однако заявляют, что к этому в предвыборный год стремятся боевики. «Боевикам приходит финансирование с Запада, и они, дестабилизируя обстановку, начали нападать на местное население», – сообщил «НИ» заместитель прокурора Ингушетии Гелани Мержуев. Местные же жители считают, что федералы сами устраивают провокации, действуя в своих интересах. Лишь президент республики излучает спокойствие. «У нас все стабильно. Ингушетия – один из регионов России, поэтому ничего странного, что сюда прибыли федеральные войска. А мы проводим свою операцию по улучшению жизни людей, – убеждает «НИ» Мурат Зязиков, демонстрируя корреспонденту «НИ» с крыши администрации стройку, развернувшуюся в Магасе. – Уже построили роддом, школы и возводим жилые дома». Впрочем, очередной обстрел может превратить эти новые здания в руины.

"