Posted 3 августа 2009,, 20:00

Published 3 августа 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:24

Updated 8 марта, 07:24

Трудное лето

Трудное лето

3 августа 2009, 20:00
Для студентов, желающих подработать во время летних каникул, настали непростые времена. Кадровики отмечают: сегодня учащиеся вузов не капризничают, как прежде. Если прошлым летом они хотели получать не меньше тысячи долларов за временную работу, то теперь соглашаются на сущие копейки. Амбиции по поводу того, кем именно

Четверокурсница одного из столичных вузов Юлия Вологова нынешним летом пыталась подработать дважды. Вначале она устроилась официанткой в кафе. Девушка вспоминает, что «бегать приходилось много», за смену обслуживала до 30 столов. Из чаевых надо было 300 рублей в день отдавать барменам и посудомойкам, ей оставалось около тысячи. Еще обещали 8 тыс. рублей оклада, но заплатили только 1,5 тыс. – «сослались на мифические штрафы и недоработки». Юлия обиделась и ушла в промоутеры – раздавала листовки и подарки в крупных торговых центрах. Форму выдали сразу, зарплату же (250 рублей в час), как выяснилось, агентство задерживает на полгода.

Третьекурсница Дарья Голышева нынешним летом также успела поработать дважды. Вначале она пришла в салон сотовой связи за зарплатой 1,1 тыс. рублей в день плюс бонус – ее обещали бесплатно стричь в салоне красоты, если оформит 25 контрактов. Потом оказалось, что за десятиминутное опоздание снимали те же самые 1,1 тыс. рублей – весь дневной заработок. Дарья сменила работу – устроилась няней гулять с ребенком по три часа утром и вечером за 70 рублей в час. Здесь платили честно, но недолго – ребенка вскоре увезли на курорт.

Среди студентов старших курсов летом работают 70–75%, говорит «НИ» директор Московского центра труда и занятости молодежи «Перспектива» Леонид Кравченко. Если раньше студенты зарабатывали «на карманные расходы и независимость от родителей», то теперь многие идут работать, чтобы оплатить учебу. При этом студенты, по словам Кравченко, – «самая уязвимая часть населения в плане трудоустройства». Нередко первую неделю их заставляют отработать бесплатно, под видом обучения. А затем штрафуют либо просто отказываются платить обещанное, пользуясь отсутствием или нечеткостью трудового договора.

Кравченко советует трудоустраиваться через центр труда и занятости, где вакансии – «проверенные». Правда, средняя зарплата по ним – 7,5 тыс. рублей в месяц. «Если образование – не высшее или претендуешь на неполный рабочий день, придется умерить свои аппетиты до 8–9 тысяч в месяц, а амбиции – до курьера, официанта или продавца», – подтверждает «НИ» сотрудник одного из столичных центров занятости Мила Вольнова. И студенты смиряются. «Раньше работу не по специальности рассматривали 20% студентов, теперь – половина. Год назад большинство не соглашались работать меньше чем за тысячу долларов в месяц, а сейчас готовы работать за гораздо меньшие деньги», – говорит «НИ» директор по продажам одного из рекрутинговых агентств Наталья Курантова.

Зарплату больше тысячи долларов можно найти и сейчас – на сайтах вакансий в Интернете. Правда, есть риск, что соискатель не только ничего не заработает, но и окажется в убытке. Второкурсника Олега Тимошенко заманили продавать дисконтные карты. Вначале парня самого заставили купить такую карту – за тысячу рублей. Неделю спустя он работу бросил – старожилы сказали, что в действительности ему не заплатят и 10 тыс. рублей. А карту, которая якобы дает скидку, как выяснилось, ни в одном магазине не принимают.

Третьекурсницу Юлию А. от работы в магазине одежды отговорили продавцы. Начальство обещало 20 тыс. рублей плюс премия при пятидневной рабочей неделе с 10 до 20 часов, но в действительности «платят копейки, потому что в кризис воруют много одежды, а ее стоимость взыскивают с консультантов». Сейчас девушка работает в кафе: оклад 30 рублей в час и штрафы за пятиминутное опоздание и неправильно заказанное блюдо. Чаевые же складываются в общую кассу и потом делятся между всеми сотрудниками – «300 рублей в день если выходит, то хорошо».

Третьекурснице с факультета рекламы Олесе Антоновой повезло – она устроилась за 15 тыс. рублей писать рекламные тексты для сайтов. Кадровик Наталья Курантова говорит, что по своей специальности устроиться можно, но помощником и за четверть оклада взрослого работника. Помимо рекламщиков спрос нынешним летом есть на юристов.

Иногда студентов нанимают взамен ушедших в отпуск сотрудников. Руководитель отдела лизинга персонала одного из кадровых агентств Анна Черных сообщила «НИ», что наиболее востребованы секретари, переводчики, банковские клерки и помощники бухгалтеров. Но устроиться на эти вакансии непросто – конкурс достигает восьми человек на место. Отбор обычно происходит в два этапа – собеседование и тренинг, который имитирует работу в компании.

В поисках заработка студенты начали, как в советские времена, уезжать в стройотряды. Владелица кадрового агентства Ирина Леонова называет «НИ» этот отъезд «массовым». Парни зарабатывают 15–16 тыс. рублей в месяц за кладку и бетонные работы, девушки – 10–11 тыс. рублей за отделку помещений. Дорогу обычно оплачивает работодатель, питаются же студенты за свой счет, поэтому в стройотряд нужно ехать уже с деньгами.

Сети фастфуда – традиционное место студенческой занятости – от кризиса пострадали меньше других. Третьекурсница Екатерина Семенова работает в одной из таких сетей уже второе лето подряд. Зарплату по сравнению с прошлым годом не только не снизили, а даже увеличили – с 82 рублей в час до 92 рублей. В месяц выходит около 12 тысяч. Еще можно отказаться от обеда – тогда будут доплачивать по 30 рублей в день.

Другая традиционная студенческая подработка – раздача листовок. Средняя ставка по Москве – 150 рублей в час. Третьекурсница Ольга Сапелкина устраивалась на 180 рублей, но в реальности заплатили из расчета 120, а также высчитали по 240 рублей за опоздания даже на десять минут. Параллельно Ольга попыталась продавать косметику по каталогу. Здесь выходило по тысяче рублей в неделю. Правда, на работу девушка тратила по часу в день в свободное время.

Несмотря на кризис, студентов продолжают привлекать на съемки сериалов для участия в массовках. Ставка – 500–800 рублей в день, но нужно иметь терпение (съемочный день обычно длится 12 часов), а также понравиться бригадиру, чтобы пригласил в следующий раз. Еще нужно не попасть в лапы мошенникам, которые предложат за 5–10 тыс. рублей внести студента в некую «актерскую базу» либо сделать портфолио, обещая, что приглашения на съемки посыплются одно за другим. С девушек также могут взять деньги за курсы по уходу за волосами и лицом.

Трудовой кодекс предписывает работать не более 40 часов в неделю, а молодежи 16–18 лет – и вовсе 35. Желающим заработать сколько-нибудь значительные деньги об этом придется забыть. Четверокурсница Московской гуманитарно-социальной академии Ольга И. работает официанткой в одном из кафе на юге Москвы. «Остаемся до часу или до двух ночи, если за столиком еще сидят гости. А работа начинается с девяти утра», – рассказывает «НИ» студентка.

Ольга работает по графику «двое через двое». Но в положенные выходные она также работает. Только уже не днем, а ночью – в мужском клубе и тоже официанткой. Там рабочее время – с часу ночи до семи утра. «Так и живу все лето. Плохо лишь, что рабочий график организм сбивает. Не высыпаешься», – говорит девушка.

Чтобы не быть обманутым, студенту нужно работать только по договору, даже если он устраивается на неделю, поясняет «НИ» юрист Центра социально-трудовых прав Анна Гвоздицких: «Если договоренность устная, потом трудно будет доказать сам факт работы». Никаких специальных законов о летней подработке студентов не существует. Они находятся в том же положении, что и взрослые сотрудники. Однако требование перед началом работы за деньги отработать неделю или две бесплатно как «обучение», по словам Гвоздицких, незаконно: «Ресторан или магазин не являются учебными заведениями, не имеют на это лицензии».

Также незаконны штрафы за опоздание – это дисциплинарный поступок, за который можно наказать выговором или увольнением, но не отъемом части зарплаты. Иногда работодатели устанавливают маленький твердый оклад и большую премию, которую обещают платить при успешной работе и которую потом под любыми предлогами не выплачивают. Юрист Гвоздицких советует подписывать только такой договор, где премия бы выплачивалась по измеряемому результату работы, а не по воле работодателя. Сколько студентов работают без договора, Анна Гвоздицких не знает. Но допускает, что «обстоятельства бывают разные», и какая-то часть студентов вынуждена соглашаться на любые условия и ставить себя в положение бесправных гастарбайтеров-нелегалов.

В ЯПОНИИ СТУДЕНТЫ ОТ БЕЗДЕНЕЖЬЯ БРОСАЮТ УЧЕБУ

Японские студенты давно знают немецкое слово «арбайто» – здесь оно означает «приработок». В минувшем докризисном году «арбайто» имели 72% учащихся. Сейчас газеты вакансий заметно похудели, как и средняя зарплата японцев, упавшая до рекордно низкого уровня за последние двадцать лет – 2,6 тыс. долларов. Зато безработица побила рекорд, достигнув в июне 5,4% трудоспособного населения. Поэтому среди видов студенческого «арбайто» преобладают кафетерии и закусочные. Место секретаря считается большой удачей. Платят студентам обычно утвержденную законом минимальную зарплату – чуть больше семи долларов в час. Полученные деньги студенты, по их словам, тратят прежде всего на оплату учебы. Образование в Японии платное, частичную компенсацию от властей и частных фондов получают менее трети студентов. Иногородним также приходится платить за жилье – в Токио это 600–800 долларов за комнату. Сокращение родительской помощи и невозможность заработать деньги самим приводит к тому, что студенты прекращают учебу. А те, кто хотел поступить в вуз, откладывают это на будущее – в нынешнем году почти половина (46,5%) частных японских университетов не смогли набрать расчетное количество студентов. А 31 вуз и вовсе набрал менее половины от запланированного. У «краткосрочных», двухгодичных университетов ситуация еще более плачевная – студентов недосчитались 69% вузов этой категории.
Валерий АГАРКОВ, корр. ИТАР-ТАСС в Японии, специально для «НИ»


ГРУЗИНСКИЕ СТУДЕНТЫ СОВМЕЩАЮТ РАБОТУ С ОТДЫХОМ

Подрабатывают в период летних каникул грузинские студенты в основном в сфере торговли и услуг: официантами, продавцами в супермаркетах, разносчиками в фирмах быстрого питания, мойщиками стекол. Некоторые стараются совместить работу с отдыхом и поэтому ищут ее в курортных городках на черноморском побережье страны. Заработанные деньги, как правило, там же тратятся. Есть среди грузинских студентов и бессребреники – это учащиеся творческих вузов, которые за символическую плату помогают реставрировать старинные храмы. Министерство культуры, защиты памятников и спорта нынешним летом трудоустроило около 500 студентов – тренерами и вожатыми в спортивно-патриотические лагеря и строителями – сейчас идет реконструкция старого района Тбилиси Калаубани. А вот производители минеральной воды от кризиса пострадали – туда на временную работу устроились не более полусотни студентов.
Ирина БАРАМИДЗЕ, Тбилиси

"