Posted 3 августа 2008,, 20:00

Published 3 августа 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:50

Updated 8 марта, 07:50

Всех послать на Соловки

Всех послать на Соловки

3 августа 2008, 20:00
Члены Общественной палаты обратились к Владимиру Путину с письмом, в котором просят придать Соловецким островам особый охранный статус. По мнению авторов письма, сегодня происходит стремительная и безудержная коммерциализация Соловков. Соглашаясь с необходимостью охраны уникального памятника истории и культуры, эксперт

В письме Общественной палаты содержится просьба присвоить Соловкам статус «духовно-исторического места», чтобы «предотвратить превращение островов в объект развлекательного туризма, направленного на извлечение финансовой прибыли». Там же говорится, что по вине местных властей вблизи монастыря устраиваются фестивали джаза и авторской песни, выставки современного искусства, проходят спортивные регаты. Администрация Соловков якобы продает землю под строительство гостиничных комплексов.

Заметим, что месяцем раньше Владимир Путин получил аналогичное послание от группы православных священников, а также близких к Московской патриархии чиновников, ученых и общественных деятелей. По их убеждению, «каждое подобное действие разрушает молитвенный дух этого места».

Премьер на письмо не ответил – зато откликнулись правозащитники, историки, социологи, педагоги, экологи, искусствоведы из Москвы, Санкт-Петербурга, Карелии, Ростова-на-Дону. Правда, обратились они не к православным активистам, а к тому же премьер-министру РФ. «Полностью соглашаясь с утверждением о недопустимости коммерциализации монастырского наследия, использования Соловков как средства извлечения частной прибыли, – указывали авторы, – мы категорически возражаем против выводов, которые делаются из этого утверждения». Вывод, собственно, один: передать Соловки РПЦ. Однако это, по мнению подписавших письмо, «не решит проблемы сохранения Соловков как целостного природного и историко-культурного комплекса, включенного в Список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО... Только принятие взвешенного и стратегически выверенного решения по Соловкам позволит сохранить хрупкое равновесие, достигнутое на островах в последнее время».

«Вопрос о придании Соловецким островам особого охранного статуса гораздо сложнее, чем его пытаются представить, – считает директор Соловецкого музея-заповедника Михаил Лопаткин. – Распродажи земли Соловецких островов вообще не должно быть, хоть под частное, хоть под какое строительство. Но это все частности, есть более существенные вещи, о которых сейчас должны говорить, но почему-то молчат». Соловки – не только монастырь, но и музей, где работает половина из 1 тыс. местных жителей. Это и место обитания свыше 200 видов птиц, и самая большая в Европе колония полярных крачек, и единственное в мире репродуктивное скопление белуг – крупных морских млекопитающих. Наконец, это один из популярных туристических маршрутов – острова посещают ежегодно свыше 30 тыс. экскурсантов. Кроме того, надо еще посмотреть, что подразумевается под «развлекательным туризмом».

«Взять конкурс бардовской песни, – говорит заместитель губернатора Архангельской области по социальным вопросам Елена Кудряшова. – Мне кажется, эта песня очень вписывается в местный исторический и природный контекст. Или джазовые фестивали. Джаз – это классическая музыка. Соловецкая регата, получившая статус всероссийской, тоже не может оскорбить чувств верующих. Почему мы должны ограничить кого-то в правах? Ведь даже далеко не все православные верующие люди видят себя в качестве паломников».

Туроператоры согласны с тем, что пребывание на Соловках требует особой душевной чуткости, но опасаются – новый статус островов может ударить по их бизнесу. Как пояснили «НИ» в одной из компаний, специализирующихся на соловецких турах, эти инициативы – не что иное, как лоббирование интересов так называемых паломнических центров РПЦ. Восьмидневный тур на Соловки у них стоит от 12 тыс. рублей (без проезда, «проживание и питание по монастырскому уставу»), тогда как в светских фирмах – 17,5 тыс. («все включено», морские прогулки, двухместные гостиничные номера, питание в ресторане).

Как видим, коммерциализация Соловков – процесс, в котором по мере сил участвуют все. Монастырь получает не меньшую прибыль, чем музей, а кормят местное население все же музейщики. Нужно понять, что Соловков хватит на всех. И сохранять их сообща.

"