Posted 3 августа 2006,, 20:00

Published 3 августа 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:12

Updated 8 марта, 09:12

Ты у меня не одна

Ты у меня не одна

3 августа 2006, 20:00
То один, то другой российский политик высказывается за то, чтобы узаконить многоженство. Пожалуй, настойчивее всех здесь председатель правительства Чечни Рамзан Кадыров. По его мнению, в республике, пережившей две войны, это просто необходимо: представительниц слабого пола там с момента начала боевых действий стало на

Многоженство в Чечне, как вообще на Северном Кавказе, существовало всегда, не исключая советских времен. Хотя формальным обоснованием этого служат мусульманские обычаи, в каждом отдельном случае есть вполне земные объяснения. Бывает, что после долгой совместной жизни муж просто хочет жениться на молодой. Бывает, что в многодетной семье жена болеет, не в силах вести хозяйство и сама просит супруга привести в дом помощницу. Но самая распространенная причина – желание мужа иметь сына, если он не появился в первом браке.

45-летнего Магомеда Исаева, живущего на Таманской улице в Грозном, соседи считают примерным семьянином. В первый раз он женился на однокурснице Луизе. За восемь лет она подарила Магомеду трех дочерей, однако его мечта о наследнике не сбывалась. И тогда к их союзу присоединилась 25-летняя Лейла. Магомед хорошо зарабатывает, выстроил рядом с обжитым домом еще один и во избежание неурядиц каждой жене определил по особняку. Хотя вообще считает, что в семье, глава которой – настоящий мужчина, и две жены могут находить общий язык. «Самое главное – одинаково хорошо относиться к ним обеим, обеспечивать всем необходимым, как и предписывает Коран», – объяснил он корреспондентам «НИ».

По словам Луизы, для нее решение Магомеда было ударом. Но ее согласия никто не спрашивал. Согласно адату – своду чеченских обычаев – в случае развода дети должны отходить к отцу, и чтобы не расставаться с дочками, Луиза смирилась со своим новым положением. И сама сделала первый шаг навстречу Лейле – встретила ее словами: «Добро пожаловать! Раз уж ты пришла в этот дом, значит, так было предписано свыше. На все воля Аллаха». Так началась жизнь большого семейства, которое вскоре приросло двумя мальчиками.

Обязанности каждой из жен четко определены. Обе не работают, каждая следит за своим домом, воспитывает детей. Когда приходит гость, его принимает старшая, младшая помогает обслуживать его. По праздникам, когда собираются все родственники, стол также накрывается в доме Луизы. В магазин и на базар каждая ходит отдельно: старшая – с дочерьми, младшая – с мужем. Но если одной из них делают подарки, то же самое покупается и другой.

Лейла считает, что две жены никак не могут быть подругами. Роль младшей обязывает ее всегда выслушивать и уважать мнение старшей. «Конечно же, в нашей большой семье, как в любой другой, бывают размолвки, однако мы стараемся не выносить это на люди», – признается она. Общественное мнение в полигамной семье многое значит. Если жены ссорятся и об этом узнают соседи, позор падает на всю семью.

Но конфликты в семье Исаевых вспыхивали только поначалу. Как ни странно, перемирию поспособствовала война. Когда надо было покидать город, встал вопрос: куда направиться? В Самашках, где проживала родня Магомеда, проходила линия фронта. Родители Луизы сами были вынуждены бежать из республики. А родственники Лейлы жили в Урус-Мартане, куда война так и не дошла. Туда Магомед и решил отправить семью. А сам все это время оставался в Грозном с другими мужчинами, охранявшими свои дома от мародеров.

Хорошие отношения сложились в Урус-Мартане у детей. Когда Лейла отлучалась, мальчики оставались со старшими сестрами. И никому из них сегодня в голову не придет считать себя сводными, а другую папину жену – мачехой. Все они Исаевы.

СПРАВКА

Шариат – свод исламских правил – позволяет мусульманину иметь до четырех жен, если он в состоянии их содержать. По словам Анзора Ахмедова, ведущего религиозной передачи «Мюрид» на «Грозненском радио», в Коране нет суры, которая бы требовала добиваться согласия первой жены на брак со второй. Понятно, ждать одобрения со стороны женщины в таких случаях не приходится. Стоит отметить, что чеченские обычаи в данном случае противоречат исламским канонам – по учению пророка Мухаммеда, женщина не всегда обязана в случае развода оставлять детей мужу.
Сегодня многоженство официально разрешено более чем в двух десятках исламских стран Азии и Африки. Но есть и исключения. Многоженство уже 100 лет запрещено в Турции, не признается в Тунисе и Алжире, в Иране возможно лишь с согласия первой жены. В Саудовской Аравии полигамные браки составляют не более 5% от общего числа семейных союзов. В Ираке, Марокко, Пакистане, Сирии для вступления в брак с более чем одной женой требуется получение специального разрешения. Подобный порядок действует и в единственной республике бывшего СССР, где разрешено многоженство – в Туркмении. Государственный запрет на многоженство, понятно, гораздо моложе самого явления. В США оно официально запрещено с 1882 года, в России – после Октябрьской революции, во Франции – в 1993-м (да и то для мигрантов сделано исключение), в Бенине, где ислам исповедуют 15% населения, – в 2004 году.

"