Posted 3 июля 2012,, 20:00

Published 3 июля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:29

Updated 8 марта, 05:29

Хуже зубной боли

Хуже зубной боли

3 июля 2012, 20:00
На этой неделе Центральный райсуд Читы начал рассматривать иск сотрудника Забайкальской краевой прокуратуры к Забайкальскому правозащитному центру. Прокурор обвиняет правозащитников в клевете и требует взыскать с них 100 тыс. рублей. Правозащитники иску рады: благодаря ему они теперь могут истребовать у суда документы,

Еще в 2010 году Забайкальский правозащитный центр распространил в местной прессе информацию о жителе города Могочи Забайкальского края Романе Поморцеве. По версии правозащитников, мужчину по надуманному обвинению привлекли к суду за разбой и убийство женщины. Правозащитники предположили, что за фальсификацию материалов уголовного дела ответственен тогдашний следователь прокуратуры Могочинского района Максим Уцин. В суде подозрения активистов подтвердились: «Я впервые видел, чтобы судья вынесла два частных определения: в отношении оперативника Александра Барсукова за недозволенный метод дознания, то есть за побои, и в отношении прокуратуры края», – рассказал «НИ» руководитель Забайкальского правозащитного центра (ЗПЦ) Виталий Черкесов. Завершился же суд тем, что гособвинитель отказался от обвинения, и по ходатайству гособвинителя о непричастности подсудимого к преступлению дело было прекращено. Поморцева, находившегося под стражей 13 месяцев, отпустили.

В суде выяснилось, что следователь Уцин к фабриковке дела подошел творчески: зубы Романа Поморцева, выбитые сотрудником РОВД Барсуковым, оперативники подбросили на место преступления, а Уцин «обнаружил» их и зафиксировал в качестве вещественного доказательства. Выходило, что жертва, сопротивляясь, ударила Поморцева в челюсть и выбила ему два зуба.

Затем последовал новый процесс, уже в отношении правоохранителей. Оперативник Барсуков получил условный срок, а Максим Уцин был уволен с поста следователя. Однако вскоре он получил аналогичную должность в другом районе Читинской области и за два года продвинулся по службе до главы отдела краевой прокуратуры по надзору за исполнением федерального законодательства в сфере экономики и охраны окружающей среды.

История с подачи правозащитников широко освещалась в местных СМИ с 2010 года, однако реакция Максима Уцина последовала только этой весной. В апреле правозащитники подготовили для местной газеты «Забайкальский рабочий» статью о выявленных фактах произвола в Могочинском ОВД, где незадолго до этого оперативники пытали задержанных подростков.

Как рассказал «НИ» Виталий Черкесов, абзац, на который «обиделся» прокурор, содержал только сухой пересказ решения суда от 2010 года. В понедельник состоялось предварительное слушание по иску, поданному прокурором Уциным в Центральный районный суд Читы. В иске прокурор настаивал, что лично он зубы Поморцеву не выбивал, а значит, не имеет к случившемуся никакого отношения. По словам правозащитника Черкасова, на вопрос судьи о моральном вреде Уцин ответил, что пока информация о сфабрикованном деле ему проблем не создала, однако он «опасается трудностей в карьерном росте». Г-н Черкасов предполагает, что руководство краевой прокуратуры поставило Уцину ультиматум: либо он выигрывает дело, либо уходит с должности.

Правозащитники же говорят, что истец сделал им «неожиданный подарок»: на заседании они затребовали у суда документы, касающиеся деятельности Максима Уцина, когда он был следователем. По словам Черкесова, особенно их интересуют материалы прокурорской проверки, которая была осуществлена после частного определения судьи Любови Волниной в отношении Уцина. За этими документами активисты, по их словам, охотились с 2010 года и рассчитывают найти там сведения о других злоупотреблениях Уцина.

К сожалению, нам вчера не удалось связаться с истцом, однако «Новые Известия» будут следить за развитием этого дела и предоставят слово г-ну Уцину, если он решит публично высказать свою точку зрения.

"