Posted 3 июля 2007,, 20:00

Published 3 июля 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:38

Updated 8 марта, 08:38

По ту сторону «штази»

По ту сторону «штази»

3 июля 2007, 20:00
25 февраля 2007 года на 79-й торжественной церемонии вручения премии «Оскар» награда за лучший неанглоязычный фильм досталась шпионскому триллеру «Жизнь других» немецкого режиссера-дебютанта. Для многих этот выбор членов киноакадемии стал полной неожиданностью. Фаворитом в данной номинации считалась лента «Лабиринт Фав

Восточная Германия, ноябрь 1984 года. До падения Берлинской стены осталось всего пять лет, но пока ничто не предвещает этого знаменательного события. На дворе царит унылая реальность страны победившего социализма. Незыблемость режима обеспечивает многотысячная армия агентов госбезопасности («Штази») и их «добровольных» помощников – осведомителей. Капитан это славной службы Герд Вислер (Ульрих Мюэ) по приглашению своего старшего коллеги попадает на премьеру театральной пьесы, написанной всемирно признанным современным немецким драматургом Георгом Дрейманом (Себастьян Кох – эсессовец из «Черной книги» Верховена). У Дреймана репутация «единственного в ГДР автора, чья лояльность не вызывает сомнения», однако опытному капитану достаточно взглянуть на писателя, чтобы понять, это не самый верный приверженец режима. Квартиру драматурга начиняют «жучками», а на чердаке его дома располагается Вислер и принимается скрупулезно фиксировать каждую минуту существования Дреймана. Став немым свидетелем «жизни других», Вислер неожиданно для самого себя проникается симпатией к подопечному. И вот уже бывалый работник «Штази» роняет слезы над томиком Бертольда Брехта, тайком позаимствованным из писательской квартиры. Очень скоро ему придется решать, на чьей же он стороне, и ответ на этот вопрос неочевиден.

Триллер «Жизнь других» обходится без свойственных подобного рода лентам погонь, убийств и перестрелок. Режиссер и сценарист картины Флориан Хенкель фон Доннерсмарк, будто бы заново открывает избитый жанр. Может быть, то, что он – дебютант, в данном случае сыграло положительную роль. Фон Доннерсмарк мастерски переплетает политическую интригу с мелодрамой и умело уходит от внешней атрибутики шпионских фильмов, делая акцент на человеческой истории. Взгляд камеры сосредоточен на фигуре секретного агента Герда Вислера, претерпевающего странную трансформацию в водовороте театральной жизни. Работа исполнителя главной роли Ульриха Мюэ точна и безупречна. Не уступает ему и актер Себастьян Кох, играющий драматурга Дреймана. Главный и единственный спецэффект фильма – человек, его эмоции, боли и радости. Удивительно, но этого оказывается достаточно, чтобы зритель не мог оторваться от экрана. Видимо, своей простотой фильм и подкупил киноакадемиков, многое повидавших на своем веку. Выбор критики, в данном случае, совпал с предпочтениями немецкой публики, обеспечившей ленте на родине феноменальные кассовые сборы в 20 миллионов долларов.

«Жизнь других» – это предельно трезвый взгляд на темное прошлое своей страны. Фон Доннерсмарк детально воссоздает на экране удушливую атмосферу диктаторского государства. По словам постановщика, его картина – это ответ на многочисленные сентиментальные комедии последних лет, ностальгирующие по «старой доброй ГДР» и упускающие из виду бесчеловечную сущность той системы. «Жизнь других» – это не только блистательный дебют в большом кино 33-летнего режиссера, но и один из лучших немецких фильмов, снятых после падения Берлинской стены.

"