Posted 3 июля 2007,, 20:00

Published 3 июля 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:38

Updated 8 марта, 08:38

Евгений Бегинин

Евгений Бегинин

3 июля 2007, 20:00
«Шрэк», «Пираты Карибского моря», «Человек-паук» – похоже, что весь современный прокат рассчитан только на школьников. О том, почему взрослые остаются детьми, о заработках видеопиратов и вкусах российских зрителей в интервью «Pro Кино» рассказал «посол Голливуда в России», президент Universal Pictures International Rus

– Крупнейшие американские кинокомпании теперь предпочитают не работать с российскими агентами, а открывать собственные филиалы…

– Когда мы начинали (а было это еще во времена СССР), в России была огромная сеть кинотеатров, а залы заполнялись почти на сто процентов. Тогда мы без проблем работали с российскими прокатчиками. В 90-е все изменилось – экономический кризис опустошил залы, людям стало просто не до кино, кинотеатры сдавались под мебельные салоны. Кроме того, появились видеопрокаты, где можно было за бесценок посмотреть пиратскую копию. Чтобы защитить свои права и не работать себе в убыток, все majors (крупнейшие кинокомпании) объявили тогда России бойкот. Но уже с 99-го года народ потянулся в кино, и мы вернулись на рынок, только уже в новом качестве. Теперь мы не тратим деньги на агентов, а сами руководим процессом: отбираем репертуар, определяем даты премьер.

– Вы знаете, что нужно российскому зрителю?

– Нельзя сказать, что вкусы россиян сильно отличаются от американских. К бабке не ходи – если фильм срывает кассу в США, он будет иметь успех и в России. За редкими исключениями, вроде фильмов про жизнь афроамериканцев, не очень понятных русскому зрителю – все-таки другая культура. Когда-то вкусы наших зрителей были ближе европейским, но уже целое поколение выросло на Голливуде.

– Раньше вкусы были тоньше?

– Дело даже не в том. Просто советский кинопрокат был более разнообразным. Обязательно были и детские утренние сеансы, и кино, ориентированное на людей старшего возраста: до 40% зрителей того времени – это домохозяйки и пенсионеры.

– А сейчас их сколько процентов?

– А сейчас их нет вообще! Основной зритель сегодня – от 19 до 25 лет.

– Зато с детским кино нет проблем. На экране или мультфильмы, или детские приключения. Это что – инфантилизация культуры?

– Люди стали позднее взрослеть. Выросла продолжительность жизни, период образования стал занимать больше времени – надо впитать в себя столько информации. Всё это сказывается. Мама одного моего приятеля увидела первого «Шрэка», когда ей было 80. Теперь она не пропускает ни одной серии и называет этот фильм лучшим в своей жизни. Хотя ей скорее уже нравятся мультфильмы, чем еще.

– Кстати, «Шрэк 4»-то будет?

– Уже в работе. А в июле у нас выходят долгожданные «Трансформеры» – тоже из серии от мала до велика, в августе, – легендарный «Ультиматум Борна» и фантастический фильм-сказка «Звездная пыль» с Робертом Де Ниро и Мишель Пфайффер, в ноябре, – забавный мультфильм «Bee Movie» про пчелу, которая борется за свои права. Перечислять можно до бесконечности, сетка у нас расписана до 2009 года, когда выйдет «Индиана Джонс-4».

– Неужели всё расписано уже на 2 года вперед?

– А как же. Тут такая конкуренция… Непросто все разместить, чтобы не совпало с другими громкими премьерами. Сейчас стало подниматься российское кино, и в сетке стало тесновато. Тут еще эти пираты… Вся Европа смотрит фильмы на пару месяцев позже американской премьеры, чтобы последить, провалится фильм в США или нет. Нам же приходится выпускать кино день в день, иначе пираты отнимут половину дохода. Половина – это не преувеличение, а опыт запоздалой премьеры второго «Шрека».

– Вы сами ходите в кинотеатры или у вас какой-то домашний кинозал?

– Нет, никакого кинозала у меня нет, а хожу я обычно на закрытые премьерные показы. К счастью, друзья из других компаний меня пока еще приглашают, поэтому я в курсе того, что выпускают наши конкуренты. Всё-таки моя профессия обязывает следить за этим.

– Наверное, здорово иметь работу, которая состоит в том, чтобы смотреть кино?

– Ну, как вам сказать, приходится работать в среднем по 12 часов в день.

– Так много?

– Да, где-то с 10 утра до 10 вечера.

– А для удовольствия, что вы смотрите?

– У меня очень разнообразные вкусы. Я могу посмотреть и мультфильм, и фантастику, и какое-нибудь более сложное кино…

– Например?

– Гринуэя или, из нашего, Киру Муратову.

– Как вы оцениваете современное отечественное кино?

– Не обошлось, конечно, без определенного подражательства и шаблонности. Но мы постепенно перерастаем их. На глазах появляется новое поколение режиссеров, и мы пытаемся их подмечать и помогать им. Скажем, мы подписали контракт на восемь фильмов с очень талантливым молодым режиссером Тимуром Бекмамбетовым («Ночной…», «Дневной дозор»). Да, полно у нас народу талантливого, что тут говорить.

– И все же авторское кино как-то на обочине…

– Ну, ему во всем мире сложнее пробиваться. Но по всей стране сейчас появляются мультиплексы, а смысл многозального кинотеатра как раз и заключается в разнообразии: заполнять все маленькие залы одним и тем же блокбастером не имеет смысла. Кроме того, нужно, чтобы у людей выработался вкус. Есть интересная статистика, которая показывает, что в России люди, покупая DVD, могут смотреть абсолютно всё, что угодно, – любую ерунду. Даже фильмы, провалившиеся в американском прокате, могут у нас хорошо расходиться на дисках.

– Это получается как с вином: производители жалуются, что россияне готовы покупать любую дрянь за 100 рублей, потому что еще не умеют отличать плохое вино от хорошего.

– Да, что-то общее есть. Но в России есть спрос и на качественное кино: Гринуэя, Линча, Ларса фон Триера. Многие популярные у нас картины вроде «Лабиринта Фавна» или серии фильмов про Борна занимают промежуточную нишу между арт-хаусом и массовым кино. Но нам, конечно, нужно что-то свое. Все-таки культура значит очень много: язык, жесты, мимика. Я помню, когда работал в Индии, мы дублировали для местного населения иностранные фильмы, и зрители смеялись в тех местах, где вроде бы этого не предполагалось. Оказывается, мимика и жесты западных людей настолько отличаются от индийских, что несовпадение слов с телодвижениями и вызвало смех. Думаю, у нас скоро появится свое качественное кино. Надо просто запастись терпением.

ИЗ ДОСЬЕ

Евгений Иванович БЕГИНИН
Родился 21 июля в 1943 г. в Мариуполе.
В 1968 г. окончил филологический факультет МГУ им. Ломоносова.
В 1972–1989 гг. работал в «Совэкспортфильме» консультантом отдела стран Азии, главным редактором, представителем в Индии, Великобритании, начальником отдела стран Западной Европы.
в 1981–1989 гг. заместитель председателя «Совэкспортфильма».
В 1989–2003 гг. генеральный директор содружества «Ист-Вест».
С 2004 г. глава российского филиала UIP (United International Pictures, впоследствии UPI).

"