Posted 3 июля 2007,, 20:00

Published 3 июля 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:39

Updated 8 марта, 08:39

Константин Лавроненко

Константин Лавроненко

3 июля 2007, 20:00
В прошлом номере мы уже писали о том, что на Каннском кинофестивале нашу страну представлял фильм Андрея Звягинцева «Изгнание». И ожидания, которые на него возлагали, оказались не напрасны. Исполнитель главной роли Константин Лавроненко стал первым русским актером, получившим в Каннах награду «За лучшую мужскую роль».

– Константин, скажите, где застало вас известие о победе?

– Не скажу, где конкретно. (Улыбается.) Но это было неожиданное место (пауза). Да, ладно, чего уж там. Это было в душе. Дома.

– Вы ожидали, что получите награду вы лично, а не фильм «Изгнание»?

– Не ожидал, честно. Вообще все, что происходит в жизни, случается неожиданно – по крайней мере у меня. Но награда – она ведь не моя, она наша, общая.

– Сложно было работать над этой картиной?

– Нет, что вы. Работать с Андреем – это не то что невероятное счастье, это удивительная возможность ответить на огромное количество собственных вопросов. («Изгнание» стало вторым совместным проектом Звягинцева и Лавроненко. Константин сыграл главную роль в первой картине режиссера, «Возвращение», получившей «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале. – Ред.). Такое впечатление, что режиссер в начале съемок предлагает тебе отправиться в неизвестность и узнать там самого себя. Что-то такое зарождается в душе – простите за банальность – открываешь в себе что-то новое. Что может быть дороже этих мгновений?! Я и сейчас размышляю над фильмом, который у нас получился, ищу и нахожу подтверждение нашим общим с Андреем размышлениям, нашей походке. Во время работы над «Изгнанием» Андрей говорил так: первое кино – это шаг, второе – походка. Думаю, сейчас мы идем правильной поступью. Спасибо Андрею. Очень хочу пожать ему руку, посмотреть в глаза.

– Что скажете при встрече?

– (Пауза). Когда начинаешь что-то говорить, иногда понимаешь, что слова звучат не так, как нужно. Я знаю одно: моя награда – это его заслуга полностью. Если бы я был на месте Андрея, то не знаю, взял бы на главную роль актера, игравшего в моей первой картине. Это очень отважный шаг.

– Но ведь не по блату же он вас взял!

– Я проходил долгие-долгие пробы наравне со всеми. И это правильно. Мы же не снимаем в кино своих родственников и просто людей, которые нам приятны.

– Самый яркий момент съемок можете вспомнить?

– Таких моментов было много. Но одна история особенно запала в душу. Когда приехала Мария Бонневи, которая играет в картине одну из главных ролей, мы с Андреем показывали ей съемочную площадку, рассказывали о сценах, где девушке предстоит сниматься. В одном эпизоде ее героине нужно было резко упасть на деревянный пол. Актриса долго удивлялась: как же можно так упасть, это ведь больно?! Я принялся успокаивать коллегу: «Вы только не переживайте, все будет хорошо». И представьте себе: когда мы через неделю начали снимать эту сцену, Мария легко выполнила трюк. Виртуозно, четко! Она одинаково замечательно грохалась все восемь дублей! Оказалось, что всю неделю, когда ей выпадало несколько свободных часов, Мария со своей переводчицей отправлялась на какую-то речушку и там по колено в воде (чтобы не было так больно) училась падать. И за неделю освоила этот трюк. Когда я узнал об этом, то был восхищен.

– Вы сказали, что во время съемок в «Изгнании» открыли в себе что-то новое. Что именно?

– По большей части неприятные вещи, которых, как мне казалось, во мне нет: эгоизм, невнимательность, гордыня. Выяснилось, что они просто очень глубоко сидели. Это сложный, долгий процесс, не то что: работаешь- работаешь, и вдруг «бах» – открыл! Просто в отдельные моменты вдруг понимаешь, что шкура защитная с тебя сползла – и вот ты – открыт! Надеюсь, зрители тоже это прочувствуют на себе. Но чтобы чувствовать, надо видеть. А «Изгнание» – это фильм для людей, которые никуда не торопятся.

– Как вы думаете, если бы вы получили награду лет пятнадцать назад, ощущения были бы другими?

– Наверное. Молодые люди (хотя я не был таким уж молодым 15 лет назад) полны иллюзий. А жизнь такая: чем быстрее ты освобождаешься от иллюзий, тем больше шансов чего-то достичь. Потому что, чем больше иллюзий по поводу себя самого, отношения других людей к тебе, представлений об искусстве, тем меньше твоя жизнь похожа на настоящую. Подмена каких-то вещей происходит. Сейчас я подхожу к своей победе более серьезно и вдумчиво: я получил радость в процессе съемок, а это главное.

– Вас не часто можно увидеть в кино. Почему?

– Не так много материала, который мне интересен. Я часто отказываюсь от сценариев. Могу себе это позволить до определенного предела. Впрочем, когда предлагают хорошую роль, я с удовольствием соглашаюсь. Вот недавно вышел фильм режиссера Ильи Шиловского «Нас не догонишь» (это его первая работа). Сейчас снимаюсь в картине «Оружие» – это такая история о настоящих мужчинах.

– Как считаете, картин какой направленности не хватает сегодня отечественному кинематографу?

– Я не могу сказать, чего не хватает. Зато готов ответить, чего в избытке. Слишком много пустых и глупых фильмов, пусть даже они иногда пытаются претендовать на серьезность. Вот их, мне кажется, сейчас несколько больше, чем хотелось бы.

– И последний вопрос, дома место для «пальмовой веточки» уже приготовили?

– (Смеется.) Второй раз за сегодняшний день мне задают этот вопрос. Значит, придется подумать над местом.

ДВА ВОПРОСА ПРОДЮСЕРУ КАРТИНЫ «ИЗГНАНИЕ» ДМИТРИЮ ЛЕСНЕВСКОМУ

– Как проходило вручение премии?

– Работа Каннского фестиваля отлажена как швейцарские часы. Я слышал, что участники до последнего момента не знают результатов голосования. Это действительно так. О том, что кто-то от нашей группы должен обязательно присутствовать на церемонии награждения, мне намекнули часа за три. К этому времени Андрей уже улетел в Париж, а Костя – в Москву, поэтому они не смогли присутствовать на награждении.

– Какова была реакция зрителей на фильм?

– Она не отличалась от реакции на любом показе в России. Фильм кому-то понравился, кому-то нет. На премьере мы услышали аплодисменты. На следующий день вышли положительные статьи о нашей картине, потом нас «раздолбали». Это было интересно – как на американских горках. (Смеется.)


5 ФАКТОВ О КОНСТАНТИНЕ ЛАВРОНЕНКО

Родился в Ростове-на-Дону.

Его мама работала в издательстве, отец – на заводе, но оба с пониманием отнеслись к мечте сына стать актером.

Впервые Константин снялся в кино двадцать лет назад, будучи студентом Ростовского театрального училища. Николай Лырчиков снимал картину «Еще люблю, еще надеюсь» в Ростове-на-Дону. В какой-то момент ему понадобились молодые ребята для съемок в эпизоде. Лавроненко так понравился режиссеру, что его роль выросла почти вдвое.

Терпеть не может писать письма. Когда после Ростовского театрального училища поступал в Школу-студию МХАТ, не обременял волновавшихся родителей подробностями экзаменов, отправляя им краткие, но емкие телеграммы: «Прошел первый тур», «Прошел второй…», «Поступил».

Андрей Звягинцев впервые увидел Лавроненко в спектакле «Хлестаков» по Н.В. Гоголю. Актер произвел на будущего режиссера (Звягинцев тогда только собирался поступать на режиссерский факультет) очень сильное впечатление. «Он так выразительно молчал, словно обдумывая, стоит ему произносить следующую реплику или нет. В конце концов, просто встал и ушел», – вспоминает Андрей. Когда через десять лет Звягинцев собрался снимать свой первый фильм, то вспомнил о молчаливом актере и попросил администратора картины разыскать его.

"