Posted 3 июня 2014,, 20:00

Published 3 июня 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:13

Updated 8 марта, 04:13

Дурно пахнет

Дурно пахнет

3 июня 2014, 20:00
Минувшее воскресенье стало единым днем протеста в подмосковном Дмитровском районе. Жители более десятка поселений вышли на митинги против мусорного полигона «Дмитровский», который отравляет гражданам воздух и может в любой момент отравить воду. Чиновники обещают закрыть полигон до конца нынешнего года, но протестующие

Митинги и сходы против дальнейшего использования полигона «Дмитровский» прошли 1 июня в поселениях Икша, Деденево, Лупаново, Хорошилово, Лупаново-Гранат, Игнатово, Подосинки, а также в нескольких ближайших к полигону садоводческих некоммерческих товариществах (СНТ). Соседство с полигоном объединило и деревенских пенсионеров, и столичных дачников, и жителей коттеджных поселков – ведь вонь от свалки мучает всех одинаково.

И дело не только в запахе. Активисты заказали лабораторную проверку состава воздуха, которая выявила превышение содержания вредных веществ. По данным лаборатории ООО «Экостандарт», в пробах воздуха, взятых 16 октября 2013 года в коттеджном поселке «Гранат» в деревне Лупаново Дмитровского района, предельно допустимые нормы были превышены по стиролу (0,066 мг/м3 при норме 0,04) и этилбензолу (0,1640 мг/м3 при норме 0,02). Второй забор воздуха та же организация проводила 16 января 2014 года. Превышение содержания этилбензола выявили в «Гранате» (0,03230 мг/м3 при норме 0,02) и на улице Рабочая города Икша (0,02370 мг/м3).

О том, что дела с полигоном плохи, жители Дмитровского района уже и сами догадывались. В последние несколько лет неприятные запахи стали наведываться в их поселения все чаще, а сейчас они постоянно прописались в округе. По запаху местные угадывают направление ветра.

Особенно тяжело дышится ночами, жалуются жители коттеджного поселка Лупаново-Гранат. «У меня уже два года бессонница. Это первый признак отравления этим ядом. Врачи разводят руками, – наперебой жаловались корреспонденту «НИ» участники митинга. – От этого запаха просто мозг закипает. Очень тяжело… Зимой пахнет больше. Просыпаемся от головной боли. Не дай бог открыть окно… Что интересно, когда звоним с жалобой на полигон, минут через 40 запах проходит. Что-то там они подкручивают… В последнее время этот способ перестал помогать. Наверное, часто звоним, и они поменяли телефон…»

Некоторые жители поселка попытались продать свои коттеджи. Объявления висят прямо на воротах поселка, но покупатели нюхать запах полигона не торопятся.

В деревне Лупаново о продаже домов и не думают – им бежать некуда. «У нас на 40 домов единственный колодец, у которого надо крутить ручку. Единственный родник. Если с полигона все это попадет в почву и грунтовые воды, то мы не знаем, что будем пить. Нас просто отравят, – сетуют лупановцы. – Запахи спать не дают. То пахнет как будто газом, то как фекалиями. Мучает тошнота… Если заразится вода, это уже будет экологическое бедствие не только для нашей деревни, а для всего района».

Митинг в деревне Лупаново

Самый напряженный митинг был в Икше. Жители города договорились, что ждут ответы на свои обращения еще две недели, и если никакой реакции властей не будет, то они перекроют дорогу к полигону, куда, по подсчетам граждан, ежедневно привозят мусор 500–600 машин.

В зоне воздействия полигона находятся не только населенные пункты, но и спортивные объекты и здравницы. Это детская больница им. Зацепина в Шуколово, детская горнолыжная школа в Деденево, санно-бобслейная трасса в Парамоново (на базе которой Минспортом РФ создается Федеральный тренировочный центр сборных команд РФ), горнолыжные курорты Тягачева, «Шуколово», «Целеево» и «Яхрома».

Дмитровский полигон, старейший в Подмосковье (он действует с 1983 года), одним из первых попал в список на закрытие, составленный в апреле 2013 года. Однако уже к концу года срок закрытия передвинули на декабрь 2014 года.

Общественники выяснили, что первый раз решение о закрытии полигона принял еще Московский областной совет депутатов в 1990 году. Уже тогда загрузка полигона в два раза превысила норму, а водоупорный слой местами пропускал фильтрат – жидкость, образующуюся в теле полигона в результате химических процессов. Однако норму увеличили, разрешив полигону принимать по 480 тыс. тонн мусора в год.

Теперь полигон ежегодно принимает 1,2 млн. тонн мусора, и установленная Ростехнадзором вместимость в 13,8 млн. тонн была исчерпана в 2010 году. Но тогда в силу вступил «Проект дозагрузки полигона». К этому времени поселения, находящиеся в четырехкилометровой зоне вокруг свалки, уже начали ощущать вонь, но власти успокаивали население тем, что запах идет от несанкционированных локальных помоек, с которыми борются.

К нынешней весне вонь распространилась в радиусе 6–10 км от полигона. По документам, которые оказались в руках активистов, правительство Подмосковья согласилось продлить деятельность полигона до 1 января 2015 года. При этом на рассмотрении находится новый проект дозагрузки и рекультивации полигона, в соответствии с которым прием отходов планируется продлить до 2017 года.

Жители Дмитровского района решили не ждать, когда это решение будет принято. С 2013 года митинги и пикеты стали проводиться регулярно, а с мая 2014 года – еженедельно.

Как сообщили «НИ» в пресс-службе Минэкологии Московской области, полигон ТБО «Дмитровский» «находится в списке на закрытие полигонов ТБО 2014 года», добавив, что «с целью предотвращения мусорного коллапса в Дмитровском и прилегающих к нему районах решается вопрос о возможном продолжении эксплуатации полигона ТБО «Дмитровский» до конца 2014 года при условии наличия оформленной в установленном порядке разрешительной документации и соблюдения норм действующего природоохранного и санитарного законодательств».

В ИСТРИНСКОМ РАЙОНЕ МУСОРНЫЙ ПОЛИГОН ПОСТРОЯТ СО ВТОРОЙ ПОПЫТКИ

Жители Истринского и Клинского районов 31 мая вышли на митинг против создания нового полигона ТБО. Участок, выбранный под свалку, располагается в зоне водозабора Истринского водохранилища. Рядом – восемь деревень и природный заказник. Соседями объекта должны стать детский оздоровительный лагерь «Березка», пансионат «Чайковский», где по договору с департаментом соцзащиты Москвы ежегодно проходят лечение ветераны с заболеваниями органов дыхания, нервной и сердечно-сосудистой систем, а также фонд помощи бездомным животным «Лесной приют».
На митинг в Истринский район приехал министр экологии и природопользования Подмосковья Анзор Шомахов. Местная администрация на акции протеста не появилась. Министр сообщил собравшимся, что часть заявленной ими информации не соответствует действительности, и усмотрел в ее распространении чей-то злой умысел. Он сразу попросил разграничивать свалки и объекты полигонного захоронения и сказал, что строительство первых не планируется.
Министр признал, что рядом со спорной территорией имеется особо охраняемая природная зона, тем не менее «ее наличие не мешает тому, чтобы часть этого участка была задействована под промышленную индустрию». По санитарным и строительным нормам участок подходит для расположения объектов по переработке отходов. «Решение по этому участку мы будем принимать, исходя из вашего мнения, – пообещал жителям Анзор Шомахов. – Мы сначала посоветуемся с вами!» Это заявление вызвало дружный смех митингующих.
Жители обратили внимание министра на то, что покупали участки в одном из самых дорогих и экологически чистых районов. А с появлением завода земли обесценятся. «В Москве тоже есть перерабатывающие заводы. И стоимость жилья там не падает», – ответил Шамахов.
В феврале нынешнего года на публичных слушаниях жители выступили против строительства полигона, и власти признали его нецелесообразным. Однако в апреле администрация Истринского района передала участок земли под строительство многофункционального агропромышленного комплекса по сортировке и переработке мусора. «То есть того же самого полигона, только с другим названием», – уверена организатор митинга Ольга Зябнева. В планах активистов – проведение экологической экспертизы, получение ответов на запросы и повторный митинг по их результатам.
Кристина СТАЩЕНКО

"