Posted 3 июня 2008,, 20:00

Published 3 июня 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:12

Updated 8 марта, 08:12

«Освобождаю вас от меня»

3 июня 2008, 20:00
В прошлом году в Саратове смертность от самоубийств возросла на 13,7%. Значительная часть жертв – школьники. В городе работают четыре телефона доверия, при нескольких школах существуют Службы примирения, призванные улаживать конфликты между детьми и учителями, но решить проблему не удается. В первую очередь, как считаю

За последние три года в Саратовской области покончили жизнь самоубийством 26 несовершеннолетних. Однако детей с суицидальными наклонностями намного больше. В 2005 году из 47 зарегистрированных попыток уйти из жизни 12 закончились смертельным исходом. Год спустя потенциальных малолетних самоубийц стало почти вдвое больше – 81, из них не удалось спасти 11. В прошлом году покончить с собой пытались 37 детей, погибли четверо. А лишь за три первых месяца года нынешнего попыток суицида было совершено 25, и три из них привели к трагедии.

В данном случае статистика не отражает реальной картины. Во-первых, разные ведомства дают разные цифры. К примеру, по данным областной прокуратуры, за 9 месяцев 2005 года было совершено 63 попытки подросткового суицида, а по данным областного УВД – 21. По каждому факту смерти или подозрения на самоубийство проводится проверка, но зачастую она затягивается, всплывают новые факты, и то, что считалось суицидом, может попасть в разряд несчастных случаев. Кроме того, есть так называемые «скрытые суициды» – ребята попадают в больницы с ранениями, отравлениями, ожогами, и это расценивается тоже как «несчастный случай».

Так или иначе вот уже пять лет Россия, по данным шведского центра суицидальных исследований, – мировой лидер по числу самоубийств среди несовершеннолетних.

Как рассказала «Новым Известиям» заместитель министра образования Саратовской области Ирина Ткаченко, половина детей, пытавшихся покончить с собой, росли в неполных или неблагополучных семьях. Самые распространенные причины, толкающие ребенка на самоубийство – ссора или плохие отношения с родителями.

В июне прошлого года повесился ученик 9-го класса Вадим С., разругавшийся с матерью из-за несданного экзамена по физике. В конце минувшего года после возвращения домой с уроков отравилась 16-летняя Мария К. Видевшие ее в тот день одноклассники утверждают, что в школе у нее было хорошее настроение.

Однако психологи считают, что в каждом четвертом случае причину, толкнувшую ребенка на этот крайний шаг, установить не удается. Так, до сих пор неясны мотивы, заставившие два месяца назад повеситься семиклассника Владимира Ф., росшего во вполне благополучной семье, ладившего с одноклассниками и не конфликтовавшего с учителями.

Взрослые не должны предаваться благодушию: мол, с их ребенком этого никогда не случится. По словам главврача областной психиатрической больницы Александра Паращенко, в последние годы одной из главных причин детских самоубийств стал так называемый прессинг успеха. Родители, принадлежащие к «среднему классу», хотят, чтобы их дети добились того, чего они сами не могли. Ради этого они готовы пожертвовать многим, о чем ребенку постоянно напоминается. Все это воспринимается ребенком как непосильная ответственность, и очень часто дети в предсмертных записках пишут: «Освобождаю вас от меня».

Как отмечает г-н Паращенко, детские самоубийства возможны с 5 лет – раньше ребенок просто не может до этого додуматься. Реально же суициды происходят лет с 12, а их пик приходится на 15–17 лет. Решаются свести счеты с жизнью в основном девочки, но попыток со смертельным исходом случается больше у мальчиков. Девочки обычно пытаются отравиться или вскрыть вены, причем делают это, когда родители дома. Для них характерно демонстративное запугивание. Мальчики же, если пробуют совершить самоубийство, то наверняка, и обычно через повешение. За 9 месяцев 2006 года в области произошло 15 случаев суицида с летальным исходом, 13 из них совершено мальчиками, а из 6 предотвращенных попыток – все совершенные девочками.

Эксперты считают, что к этой острой проблеме необходим комплексный подход. И гуманизация образования, и создание Служб примирения (такие действуют в нескольких школах Саратова – уполномоченные этих служб выбираются самими детьми из числа старшеклассников), и, главное, внимание близких. Именно их равнодушие создает благоприятную обстановку для трагедии. По словам специалистов городских служб телефона доверия для подростков, которых в Саратове сегодня три, за год им поступает 1–2 звонка. Это значит, что ребенок, попавший в трудную ситуацию, попросту не знает, к кому обратиться.

КОММЕНТАРИЙ

Руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях профессор Михаил ВИНОГРАДОВ:
–Всплески детских и подростковых самоубийств отмечаются во время сдачи экзаменов: и педагоги, и родители предъявляют к школьникам чересчур завышенные требования и не поддерживают при неудачах. Единственный способ этот процесс приостановить, на мой взгляд, это увеличить штат школьных психологов и качество их работы, чтобы они не отделывались формальными общими беседами, а вступали с детьми в тесный контакт персонально, выявляя склонность к суициду на ранних стадиях.

"