Posted 3 апреля 2008,, 20:00

Published 3 апреля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:18

Updated 8 марта, 08:18

Пятьдесят пять заповедей

Пятьдесят пять заповедей

3 апреля 2008, 20:00
Благотворительный фонд имени Зии Бажаева осуществил издание уникального памятника религиозно-философской мысли – чеченского кодекса «Къонахалла». Къонах в буквальном переводе означает «достойный муж», и те заповеди, которым он обязан неукоснительно следовать, роднят его с японскими самураями, конфуцианскими мудрецами,

Этический кодекс «Къонахалла», только что изданный Благотворительным фондом имени Зии Бажаева, начал складываться в первом тысячелетии до новой эры и окончательно сформировался в XVII–XVIII веках. Как отмечает в предисловии к изданию сотрудник Центра поддержки чеченской культуры «ЛАМ», кандидат филологических наук Леча Ильясов, на характер этого свода заповедей (а всего их 55) оказали заметное влияние драматические события времен нашествия на Кавказ монголов.

Смысл жизни къонаха (достойного мужа) – в бескорыстном служении родине. При этом кодекс чести регламентирует каждый поступок, отношение к старикам, женщине, детям, к природе и животным. Если человек вел себя негуманно по отношению к кому-нибудь, даже к врагу, он уже не мог считаться къонахом. Мало того, сойдясь в поединке с более слабым соперником, къонах обязан был ему уступить: честь дороже.

«Основа отношения къонаха к миру – человечность, – говорится в кодексе. – Все, что находится за ее пределами, недостойно къонаха». Согласитесь, это настолько далеко от стереотипа «лицо кавказской национальности», насколько сомнителен известный постулат: «Запад есть запад, восток есть восток, и им вовек не сойтись». Читая «Къонахаллу», то и дело обнаруживаешь параллели с древними священными текстами разных народов. К примеру, одна из заповедей «Къонахаллы» гласит: «Не делай другим того, чего не пожелаешь себе». Другая: «Духовная чистота – зеркало, в котором отражается внутренняя сущность къонаха и его деяния». Замечательно и такое высказывание: «Къонах должен быть скромным в религиозных ритуалах. Он никогда не подчеркивает своей религиозности, не подменяет истинной веры формой».

Идеальный образ къонаха, по словам Лечи Ильясова, сродни и конфуцианскому мудрецу, и японскому самураю, и буддийскому монаху, и средневековому рыцарю. «Средства достижения цели для къонаха, – гласит кодекс, – не менее важны, чем сама цель. А поскольку цель у него может быть только благородной, то и средства ее достижения должны быть нравственными».

Особо следует отметить заповеди, касающиеся семьи и брака. «В своей семье, – сказано в кодексе, – къонах должен быть таким же справедливым, как и в обществе. Он не должен опускаться до оскорбления или физического наказания членов семьи... Честь и достоинство женщины для къонаха неприкосновенны, къонах никогда не причинит боли и страдания детям».

И последнее. В древнем кодексе содержатся чрезвычайно важные, актуальные в наши дни замечания о межнациональных и межконфессиональных отношениях. «Къонахалла» строго запрещает склонять кого-либо в свою веру, оскорблять чужие религиозные чувства. Священным назван закон гостеприимства, жизнь и свобода гостя для къонаха дороже собственной жизни. В чужой стране къонах должен не только соблюдать ее законы, но и уважать ее обычаи и традиции.

Перелистывая страницы этой книги (кстати, роскошно, с большим вкусом изданной на трех языках – чеченском, русском и английском), поневоле вспоминаешь пушкинское: «Мы ленивы и нелюбопытны». Знакомство с ней – это и открытие заново Чечни, и шаг к пониманию самих себя.

"