Posted 3 апреля 2006,, 20:00

Published 3 апреля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:15

Updated 8 марта, 09:15

Малыш с тяжелым характером

Малыш с тяжелым характером

3 апреля 2006, 20:00
Каждый знает, что, если ребенок нездоров, он капризничает и всех выводит из себя. А уж если речь идет о серьезном хроническом недуге, то вся семья начинает жить проблемами малыша. Как научиться правильно вести себя с человечком, которому плохо? Об этом рассказывает кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальн

Маленькие манипуляторы

Астматики активны, охотно общаются с людьми и часто меняют увлечения. Они любят обратить на себя внимание, артистичны и умеют работать на публику. Их психологический возраст обычно бывает моложе биологического на 2–3 года. Подростки, страдающие астмой, не любят задумываться, что будет завтра, они живут сегодняшним днем. Они эмоциональны и тревожны, но быстро понимают, что болезнь дает им некоторую власть над людьми.

ТАКТИКА РОДИТЕЛЕЙ

Разглядев в ребенке эти черты, подумайте, не уходит ли он в болезнь от чрезмерных нагрузок, надо ли малыша со слабым здоровьем отдавать в гимназию или школу с углубленным изучением языков? Сейчас есть гибкие подходы к образованию, и можно найти тот, который будет ему по силам.

Постепенно перекладывайте на него долю ответственности за состояние собственного здоровья. Нельзя, чтобы его хорошее самочувствие зависело только от одного взрослого, мамы, например. Когда ребенок был дошкольником, за него отвечала мама. Теперь он сам должен знать, как справиться с приступом, сам должен класть лекарство в портфель. И не рисковать, уметь отказываться от опасных действий, которые могут обострить болезнь.

Мнительные нытики

Родители обычно описывают характер ребенка, страдающего постоянными обострениями гастрита или колита, так: очень капризный, обидчивый, часто плачет без причины, мнительный – неприятность еще не произошла, а он уже ее переживает, считает, что все – и учителя, и сверстники – к нему несправедливы. «Желудочник» обычно инертен, неохотно соглашается на новые начинания: «Зачем мне учить еще и французский, если я уже учу английский…» И часто именно вслед за сопротивлением чему-то новому следует обострение заболевания.

ТАКТИКА РОДИТЕЛЕЙ

Поддержите ребенка, постоянно вселяйте в него оптимизм: «Ты сильный, ты справишься, я знаю, что другим людям во время обострения помогает такая-то диета, а боль можно снять дыхательными упражнениями. Попробуй и ты».

Старайтесь не показывать своего беспокойства, не подпитывайте его мнительность. Жалея ребенка, обязательно подчеркните, что боль пройдет и за обострением последует улучшение. Неустанно повторяйте, что его история болезни может быть не такой, как у его родственника, и не похожей на тот тяжелый случай, который описан в медицинском учебнике. Нельзя все время думать о болезни и жалеть себя.

Застенчивые пессимисты

Дети, которые имеют проблемы с кожей – нейродермиты или поражения, возникшие в результате псориаза, – бессознательно воспринимают кожу, как границу между собой, таким хорошим, и остальным миром, отнюдь не всегда дружелюбным. Обладатели нейродермитов и псориаза, несмотря на разное происхождение этих болезней, ведут себя в жизни похоже: они стеснительны и застенчивы, но при случае могут с миром и «пободаться». В раннем детстве и первых классах школы они подавали большие надежды, но не выдержали конкурентной гонки со сверстниками и давления родительских амбиций.

Родители спохватываются и приводят таких детей к психологу, когда учителя уже вынесли диагноз: «Потеряна связь со школой». А частая смена школ таким детям только добавляет проблем: они-то думают, в новой школе их все полюбят, а здесь никто не бросается их любить. И от обманутых ожиданий болезнь с каждым переходом в другую школу только обостряется. А депрессия сменяется желанием совершить какой-нибудь противоправный поступок.

ТАКТИКА РОДИТЕЛЕЙ

Не стоит делать акцент на агрессивности внешнего мира, внушать ребенку, что все вокруг плохо: мир опасен, экология плоха, школа не дает надлежащих знаний, а ровесники жестоки. Такое отношение к миру только усугубит болезнь. Настраивайте ребенка на хорошее. Не требуйте от него многого и сразу, особенно в раннем детстве, умерьте собственные амбиции.

Тревожные эгоцентристы

Дети с болезнями опорно-двигательного аппарата – обычно рефлектирующие люди, они постоянно сравнивают и анализируют, чем они отличаются от других, здоровых. У них высокая пространственная тревожность, которая вызвана особенностями их передвижения. Им трудно общаться с незнакомыми людьми. Этим детям часто трудно писать, информацию они воспринимают на слух, считают и решают задачки в уме, поэтому хорошо развита память. С появлением компьютеров им стало проще учиться и получить работу.

ТАКТИКА РОДИТЕЛЕЙ

Этих детей важно научить общаться с людьми из большого мира, со здоровыми сверстниками. Для родителей это сложная задача, лучше обратиться к психологам, проводящим такие тренинги.

Помогите ребенку овладеть компьютером, это в будущем позволит ему получить высшее образование, работу. А уже сейчас с помощью компьютера он может общаться с другими людьми в чатах, оказывать поддержку таким же, как он, и знакомиться с теми, кто не такой, как он.

Учите его иностранным языкам, письменному переводу, составлению компьютерных программ, внушайте, что у него есть будущее, его ждет хорошее образование и хорошая работа, он сможет принести пользу другим и материально обеспечить себя.

Замкнутые педанты

Диабетики – организованные ребята, регулярные инъекции их дисциплинируют. Вырастая, они часто становятся врачами или медсестрами. Но у них нередко нарушена связь с внешним миром, они закрыты для окружающих, ориентированы на мир семьи, близких родственников. Часто страдают эгоцентризмом.

ТАКТИКА РОДИТЕЛЕЙ

Как это ни печально, но есть болезни, которые нельзя вылечить. Одна их них – диабет. Но оттого, что ты болен, ты не становишься менее ценным и нужным человеком для своей семьи, своих друзей, для всего общества. Это внушайте ребенку.

Не позволяйте подросткам перекладывать на вас всю ответственность за свое самочувствие. Родители могут помочь подобрать диету, которая бы позволила есть многое, почти все, но они не могут и не должны следить, как подросток эту диету соблюдает и сколько кусков хлеба он за день съел. За всем этим подросток должен следить сам.

"