Posted 4 марта 2017,, 12:53

Published 4 марта 2017,, 12:53

Modified 8 марта, 02:05

Updated 8 марта, 02:05

В Казани начинается бунт банковских вкладчиков

В Казани начинается бунт банковских вкладчиков

4 марта 2017, 12:53
Фото: Air.ru
В сети появилось видео встречи премьер-министра Татарстана Илдара Халикова с вкладчиками «Татфондбанка». На записи активисты из числа клиентов ТФБ требует у Халикова выполнить их ультиматум, обещая в противном случае требовать отставки главы республики Рустама Минниханова.

Как сообщил Inkazan Климов, который вел съемку, на встрече присутствовали представители вкладчиков Александра Юманова и Майя Бекбулатова, а также Марсель Шамсутдинов (лидер отделения партии «ПАРНАС» в Татарстане). На записи видно, что Халиков записал имена участников встречи и их требования.

«Наша организация — «Союз пострадавших вкладчиков «Татфондбанка» и «Интехбанка» — вчера вечером выдвинула ультиматум к президенту Татарстана, состоящий из 2 пунктов. Первое: требуем опротестовать решение Центробанка об отзыве лицензии «Татфондбанка» и «Интехбанка». Второе: требуем возместить всем клиентам этих банков деньги в полном размере. Срок исполнения ультиматума — 3 дня. В противном случаем мы будем требовать отставки президента Минниханова Рустама Нургалиевича«, — сказал Юманова.

«И правительства», — добавил Шамсутдинов.

Юманова сказала, что вкладчики знают, откуда можно взять около 40 млрд рублей, которых, по ее словам, не хватает, чтобы все вкладчики получили свои деньги. «Физическим, юридическим лицам, дробильщикам, ДУ-шникам (передавшим счета в доверительное управление в «ТФБ Финанс» — Inkazan)», — перечислила Юманова.

По словам женщины, деньги должны выделить «ТАИФ», «Татэнерго»: «Надо взять у них денег и раздать их гражданам республики». Шамсутдинов предложил создать рабочую комиссию для этой работы, Юманова предложила Халикову ее возглавить, чтобы немедленно начать работу.

Видео длиться около 3 минут. За это время Халиков сказал только 1 слово: «обязательно», ответив на вопрос участников встречи, передаст ли он ультиматум Минниханову.

Одновременно Пресс-служба правительства Татарстана сегодня утром распространила релиз для клиентов банков, вчера лишивших лицензии по решению ЦБ РФ: «Татфондбанка», «Интехбанка» и «Анкор банка".

В релизе напоминается, что отзыв лицензии не отменяет обязанность Агентства по страхованию вкладов по выплате страхового возмещения по вкладам, которые не превышали 1,4 млн рублей. Сумма, не компенсированная страховкой, будет погашаться в ходе ликвидации банка в составе требований кредиторов первой очереди, по счетам ИП — в составе третьей очереди.

В первую очередь удовлетворяются требования физических лиц перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, по заключенным с кредитной организацией договорам банковского вклада (счета) (за исключением требований физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если счета открыты для осуществления предусмотренной законом предпринимательской деятельности), требования АСВ по договорам банковского вклада (счета), перешедшие к нему в соответствии с ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
Во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, требования по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, требования об уплате удержанных до отзыва лицензии на осуществление банковских операций сумм налога на доходы физических лиц и членских профсоюзных взносов.
В третью очередь удовлетворяются все иные требования, не относящиеся к первой и второй очереди (в том числе требования юридических лиц).

Впрочем, ничего нового клиенты разорившихся банков из этой памятки не узнали. Это - стандартная процедура АСВ, по которой вклады граждан застрахованы до 1,4 млн рублей (включая проценты). Все, что больше этой суммы - как правило, зависает на неопределенное время, пока не пройдет процедура банкротства банков и конкурсные управляющие не найдут деньги клиентов. В 90 процентах случаях денег для расчета находится не более 10-15 процентов от суммы требований. Причина проста: по статистике ЦБ и АСВ, 80 процентов банкротств банков носят криминальный характер. То есть денежки людей были попросту УКРАДЕНЫ банкирами, либо вложены в личные бизнес-проекты (типа строительства жилья и бизнес-центров), где и "зависли" на неопределенное время.

Для того, чтобы бунтующие вкладчики получили свои кровные, надо как минимум поменять закон о банкротстве банков и закон о деятельности АСВ в таких случаях.

Напомним, 3 марта Центробанк сообщил, что по результатам работы временной администрации в «Татфондбанке» выяснилось: банк полностью утратил собственный капитал. В связи с этим решено, что проводить санацию с участием АСВ не представлялось возможным, сказано в сообщении ЦБ. Приказом ЦБ от 3 марта полномочия временной администрации, введенной 15 декабря прошлого года, прекращены. Еще одним приказом от 3 марта назначена временная администрация, которая будет работать до назначения конкурсного управляющего.
ЦБ вынужден был применить в связи с неисполнением «Татфондбанком» федеральных законов, нормативных актов ЦБ и в связи со снижением норматива по капиталу ниже двух процентов.
Банк вел плохо взвешенную кредитную политику, неадекватно оценивал риски и не создавал резервы на возможные потери в достаточном объеме.Кроме того, «Татфондбанк» размещал средства в некачественные активы. Это и привело к утрате собственных активов. Учитывая низкое качество активов, введение процедуры санации с участием Агентства по страхованию вкладов не представлялось возможным, сообщает ЦБ.

Как сообщил Inkazan источник, близкий к одному из финансовых регуляторов, решение об отзыве лицензии у ТФБ принималось после согласования с руководством страны. Республиканское лобби убеждало Москву не делать этого. Однако ЦБ доказал, что спасать за счет налогоплательщика банк, тесно связанный с руководством республики, неэффективно. Переговоры шли несколько месяцев. Но власти Татарстана так и не смогли объяснить, за счет чего республика будет спасать свой банк.«Татфондбанк» был вторым по величине банком Татарстана. Совет его директоров возглавляет премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков. Жители республики ассоциировали этот банк с правительством Татарстана, поэтому кредитную организацию считали одной из наиболее надежных. Счета в ТФБ имели крупные компании. Например, флагман татарстанской нефтедобычи – ПАО «Татнефть». Собеседник Inkazan в середине декабря сообщил, что компания в ноябре забрала депозит на 7 млрд рублей. Судя по последовавшей позднее информации, «Татнефть» держала на счетах в ТФБ более 13 млрд рублей. 21 декабря 2016 года «Татнефть» сообщила, что на счетах в этом банке находится около 5,4 млрд руб. 13 января в СМИ появилась информация, что «Татнефть» предпочтет получить долю в «Татфондбанке» с помощью конвертации средств на счете в его капитал, чем окончательно потерять деньги.

Во всяком случае Татарстану гарантирован политический кризис. Решить в одночасье проблемы вкладчиков попросту невозможно. Десятков миллиардов рублей, требуемых людьми, нет физически. Как нет и законодательного основания для их выплат.

"