Posted 3 марта 2008,, 21:00

Published 3 марта 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:14

Updated 8 марта, 08:14

Война за метр

3 марта 2008, 21:00
Вчера стало известно о задержании очередной банды похитителей людей. Жертвами преступников становились одинокие пожилые люди. Их либо силой удерживали в неволе, либо, поставив фиктивный диагноз, помещали в психиатрический стационар. Упрятав пенсионера за решетку психбольницы, бандиты завладевали его жильем. «НИ» уже пи

В минувшие выходные сотрудники главных управлений МВД РФ по Центральному и Южному федеральным округам задержали группировку, которая специализировалась на похищениях людей. «Банда из семи человек действовала в нескольких регионах страны, – рассказала «Новым Известиям» руководитель пресс-службы ГУ МВД РФ по Центральному округу Анжела Кастуева. – Лидер группировки – 37-летний уроженец Чечни – проживал в Москве». Трое его родственников насильно удерживали в Ростовской области нескольких человек. Еще трое членов банды орудовали в Орловской области. С помощью одного из них, 52-летнего врача психиатрической лечебницы, злоумышленники поместили на лечение в психбольницу другого жителя Москвы. Избавившись от хозяина квартиры, бандиты рассчитывали завладеть его квадратными метрами.

Подобная схема используется в России уже довольно давно. «В течение десятилетия по стране прокатилась целая серия такого рода квартирных дел, – пояснил «НИ» президент Независимой психиатрической ассоциации России Юрий Савенко. – Мошенники взялись собирать информацию об одиноких людях, приватизировавших свои квартиры, и выходили на них по-разному. При помощи угроз, методом хитрости или обмана бандиты склоняли жертву к тому, чтобы она переписала на них свое жилье». По словам независимых экспертов, пациентов психиатрических клиник, да и самих сотрудников подобных лечебниц, российские психбольницы буквально переполнены здоровыми людьми.

В декабре прошлого года «НИ» опубликовали статью «Обескровленные» – о людях, ставших жертвами криминального захвата квартир. Многих из них запирали в психиатрических стационарах на принудительное лечение. Тогда мы рассказали, в частности, о москвичке Надежде Хорошавцевой. Эту женщину поместили в психбольницу, а ее жильем хотел завладеть один из сотрудников лечебницы. Надежде повезло – ее хватилась сестра. После появления на пороге больницы родственницы г-жу Хорошавцеву из стационара освободили, а самой пострадавшей удалось довести дела до суда. В этом году процесс закончился. Реабилитации не произошло. «Адвокат взял с меня 70 тысяч рублей, но на суде выступал очень слабо, – сетует в разговоре с корреспондентом «НИ» Надежда Хорошавцева. – Было такое ощущение, что ему либо безразлично это дело, либо он был уверен, что оно заведомо проиграно».

Правозащитники соглашаются: юристы чураются подобных процессов. «По делам, касающимся медицинской ошибки и особенно психиатрии, доказать, что человек не болен, очень сложно», – объясняет «НИ» эксперт правозащитного центра «Сопротивление» Вергина Хайлова. «Такого рода судебных дел очень много, – констатирует Юрий Савенко. – Ведь часто недееспособность объявляется не только в случае психического заболевания, но и при деменции (прогрессирующего слабоумия. – «НИ»), которая часто наступает у людей в преклонном возрасте». Этим часто пользуются недобросовестные психиатры, отправляя несчастных пенсионеров на принудительное лечение. «В криминальных махинациях психиатрию использовать удобно, – продолжает г-жа Хайлова. – Ведь каждому четвертому можно поставить какой-нибудь диагноз и запереть в психлечебнице». «Страшно смотреть, что происходит, – возмущается Юрий Савенко. – Злоупотреблений среди сотрудников психиатрии великое множество – коррумпированы и экспертные комиссии, и некоторые суды». Добросовестные сотрудники психиатрических стационаров поражены масштабами произвола, который царит сейчас внутри психбольниц. «Очень много людей лежат вообще без какой-либо психиатрической болезни, – поделился с «НИ» на условиях анонимности один из сотрудников психиатрического стационара. – Часто люди «упекают» на лечение даже родственников, что уж говорить о чужих».

"