Posted 3 марта 2008,, 21:00

Published 3 марта 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:15

Updated 8 марта, 08:15

Жизнь за страницу

Жизнь за страницу

3 марта 2008, 21:00
Прокурора города Воркуты Республики Коми Василия Ивашкина привлекают к уголовной ответственности за то, что он вырвал один лист из уголовного дела. Сам прокурор объясняет, что удалил обвинительное заключение, потому что оно было составлено с процессуальными ошибками, и если бы это нарушение оставалось, преступник мог б

На днях Воркутинский городской суд разрешил возбудить уголовное дело в отношении прокурора города Василия Ивашкина по статьям «служебный подлог» и «превышение должностных полномочий». Сотрудники Следственного комитета (СК) Северо-Западного федерального округа заметили, что в одном из уголовных дел, которое подписывал прокурор города, было вырвано обвинительное заключение, а вместо него вклеено другое. Дело, которое курировал г-н Ивашкин, касалось преступников, обманывавших сирот и выманивавших у них акции «Газпрома». Одного из преступников задержали позднее, чем первого, и дело выделили в отдельное производство. Следователь милиции, который вел дело, допустил процессуальную ошибку, а прокурор ее не заметил и подписал обвинительное заключение. Дело уже успели передать в суд, когда вскрылась неточность. «Мы сразу же обратились в суд, чтобы нам вернули дело на доследование, – рассказал «Новым Известиям» Василий Ивашкин. – Мне пришлось удалить неправильный лист обвинительного заключения с моей же подписью и вклеить другой. Если бы я этого не сделал, то мошенника, который обманывал сирот, могли отпустить на свободу только из-за процессуальной ошибки. А так суд признал его виновным и посадил на четыре года. Из-за этого я могу лишиться своего статуса. Странно, что так случилось, ведь обычно за такие вещи не наказывают».

С этим соглашаются и адвокаты, которым не раз приходилось хватать за руку сотрудников правоохранительных органов, вырывавших страницы из уголовных дел. «Милиционеров, а уж тем более работников прокуратуры, за исчезновения из уголовного дела важных материалов наказывают только в том случае, если хотят лишить их должности, – сообщил «НИ» московский адвокат Петр Домбровицкий. – Спросишь, куда делись из уголовного дела протоколы допросов нескольких свидетелей, а они пожмут плечами, и все сходит им с рук. Жалобы ни к чему не приводят».

Тем не менее, если в суде вдруг выясняется, что в деле не хватает каких-то важных материалов, подсудимого могут из-за этого оправдать. «Ведь следователи в основном выдирают материалы с доказательствами, которые идут в пользу обвиняемого, – продолжает Петр Домбровицкий. – А если на суде появляются свидетели, которых опрашивали еще при следствии, вся схема обвинения может просто провалиться». Так случилось с Алексеем, которого обвиняли в убийстве. Он пришел в гости к другу, а тот был уже мертв. Алексей испугался и не вызвал милицию. Следователи решили, что именно он убил приятеля. «Прямых доказательств не было, – рассказывает «НИ» Петр Домбровицкий. – И, по всей видимости, сотрудники прокуратуры решили подогнать под обвинения всю доказательную базы, вырвав из уголовного дела допрос двух свидетелей. На суде все вскрылось. Очевидцев пригласили, и они рассказали, что видели, как потерпевший накануне дрался с какими-то бандитами». В результате Алексея оправдали, но следователи так и не были наказаны.

«Сотрудники правоохранительных органов никогда не выносят сор из избы и в большинстве случаев не наказывают своих даже за явную фальсификацию, – поделилась с «НИ» председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. – Жалоб на фальсификацию такого рода приходит очень много. И даже наказания следователей вряд ли изменят эту практику. Пока мы не научимся уважать судебный процесс, ничего не изменится».

"