Posted 3 марта 2008,, 21:00

Published 3 марта 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:15

Updated 8 марта, 08:15

Роттердам

Роттердам

3 марта 2008, 21:00
В начале февраля завершился 37-й Роттердамский кинофестиваль. У тех, кто никогда на нем не был, сложилось мнение, что показывают тут нечто заумное и сверхавангардное, поскольку здесь рассматривают исключительно экспериментальное, авторское кино. Причем, как правило, первые и вторые работы режиссеров из разных стран мир

На самом деле, Роттердам делает ставку на фильмы, рассказывающие о простой жизни и обыкновенных людях. Но поскольку события происходят чаще всего на Востоке (это кино сейчас наиболее востребовано), то и выглядит эта простая жизнь экзотикой. Всякий раз приходишь в кинозал и не знаешь, что тебя ждет. Режиссеры-то молодые и начинающие, без званий и регалий. Но почти всегда покидаешь зал без разочарования. Фестиваль держит в фокусе исключительно режиссеров. Они представляют свои картины, а потом обсуждают их с публикой. Коммерческих проектов в Роттердаме действительно не бывает, по этой причине нет здесь ни звездных дорожек, ни самих кинозвезд, да и актеров вообще.

Разве что Рената Литвинова в жюри. Ее, как и Ингеборгу Дапкунайте, постоянно приглашают в ареопаги крупнейших мировых фестивалей. Не так давно она была в жюри Берлинале и Московского международного кинофестиваля. На ММКФ ее и вовсе курировали секьюрити, готовые отдавить ноги всем, кто случайно подвернулся им на пути. В Роттердаме тоже без свиты не обошлось, но никакой охраны не было, она там просто ни к чему. Нашу обожаемую Ренату мало кто знает за пределами Отечества. Ее профиль иногда можно было увидеть в окне какого-нибудь ресторанчика вблизи фестивального центра.

Наших дебютов в Роттердаме не было, при том, что их у нас довольно много. Россия ныне за бортом переменчивой фестивальной моды. Куда востребованнее украинское кино, даже если оно не выдерживает никакой критики. Надо же расширять географию кинофаворитов, поэтому, кроме украинских кинодеятелей, на фестивале были представлены молодые режиссеры из Эстонии, Казахстана и Киргизии.

Зато наших мэтров не забыли. В разных программах принимали участие «Два в одном» Киры Муратовой (это, правда, опять-таки украинская лента, не российская, ей в свое время было отказано у нас в господдержке), «Груз 200» Алексея Балабанова, «Ничего личного» Ларисы Садиловой (последняя несколько лет назад получила в Роттердаме статуэтку «Тигра» за фильм «С любовью, Лиля») и другие. Муратова и Балабанов Роттердам не посетили, оба снимают кино в Киеве и Ярославской области соответственно. Зато в «Фокусе» фестиваля (так называется программа, представляющая ежегодно трех-четырех кинематографистов мира) оказалась наша Светлана Проскурина. Здесь прошли международная премьера ее последнего фильма «Лучшее время года» и ретроспектива ее картин, в числе которых и телепроект «Острова. Александр Сокуров». Можно сказать, что Светлана пережила в Роттердаме свой звездный час. Получила интересные предложения, в том числе и от Венского киноинститута. Поддержать ее в Роттердам прибыл сам Александр Сокуров. Он представил и свой фильм «Александра», а также единственный из участников фестиваля дал публичное интервью. Послушать мэтра приехали наши соотечественники, давно живущие в Амстердаме, и даже один священник из Подмосковья. Сокуров удивил журналистов своим радикальным заявлением о том, что кино ничто в сравнении с литературой.

Три равноценных «Тигра» – главная награда фестиваля, подкрепленная к тому же премией в 15 тысяч евро, ушли на этот раз в Малайзию («Цветок в кармане»), Таиланд («Удивительный город») и Данию («Иди с миром, Джамиль» палестинец Омар Шаргави снял на студии Ларса фон Триера). Набирает обороты турецкое кино. Фильм «Яйца» Семиха Капланоглу – тому подтверждение. По-прежнему на высоте китайские режиссеры. Черно-белая картина «Мы едем в страну чудес» Гуо Сяолу – вообще одна из сильнейших на фестивале.

Помимо показов в Роттердаме, устраиваются авангардные выставки, видеоинсталляции. На сей раз в Музее фотографии показывали небольшой фильм во славу кино и кинозалов, снятый скандальным тайваньским режиссером Цай Мин-Лянем. Свои видеоинсталляции представил другой нарушитель спокойствия – тайский режиссер Апичатпонг Вирасетакул, собравший в пределах одной белой комнаты проекцию ветвистого дерева, какие-то лампочки, свисающие гирляндой с потолка и меняющиеся кадры на стене. Наполнить содержанием эту инсталляцию каждый мог сам сообразно воображению.

Все-таки авангардного и радикального в Роттердаме тоже хватает.

"