Posted 3 марта 2008,, 21:00

Published 3 марта 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:15

Updated 8 марта, 08:15

Еда и музыка в Берлине

Еда и музыка в Берлине

3 марта 2008, 21:00
Жюри на этот раз возглавлял режиссер Коста-Гаврас. Уже в первый день фестиваля стало известно, что судейский ареопаг несет потери: по личным обстоятельствам не приехала французская актриса Сандрин Боннер, а последовательница «Догмы» Сусанна Биер предпочла работе в жюри работу в англоязычном кинопроекте. Решено было не

Российское кино не было представлено в основном конкурсе, зато программу «Панорама» открывала картина Анны Меликян «Русалка», которая даже получила приз ФИПРЕССИ. Короткометражка Ольги Поповой «В теме», участвовавшая в конкурсе короткого метра, была тоже отмечена призом. Актриса Мария Шалаева представляла в Берлин сразу две ленты – «Русалку», где у нее главная роль, и галлюциногенную «Нирвану» Игоря Волошина о жизни наркоманов. Теперь Маша размышляет, что это было: пик карьеры в ее только начинающейся актерской биографии или же предвестие большого пути.

Открытие Берлинале – совершенно особое мероприятие. Звездная дорожка в зимнюю пору имеет свои нюансы. И хотя в нынешнем году стояла прямо-таки весенняя погода, светило солнце, а трава зеленая, выходить вечером в декольтированных тончайших туалетах – это риск простудиться всерьез. Но фестиваль, как и красота, требует жертв. И на них идут. Тут не увидишь изысканных бриллиантов и причудливых платьев, как в Канне, но у Берлинале есть одна фишка – босоножки, на которые где-нибудь на Лазурном берегу и внимания не обратишь, а тут, когда посреди зимы (иногда снежной) появляется из роскошного автомобиля дама, все взоры обращены на ее ноги: поскольку идет она почти босиком, пару хлястиков на обнаженных ногах и обувью-то не назовешь.

Так уж случилось, что самым громким событием фестиваля, вызвавшим небывалый ажиотаж, стал приезд британской группы «Роллинг Стоунз» на открытие фестиваля и премьеру фильма «Да будет свет» Мартина Скорсезе, заснявшего их нью-йоркский концерт в 2006 году. У звездной дорожки собралась несметная толпа, которая заревела, когда появились Мик Джаггер и легендарный гитарист Кит Ричардс. А через несколько дней в Берлин приехала Мадонна, чтобы представить свой режиссерский опыт «Грязь и мудрость», где главную роль исполнил украинский музыкант Евгений Гудзь, ныне житель Туманного Альбиона Юджин Хатс – персонаж, так персонаж, увидишь – не забудешь. На пресс-конференции он пел под гитару, одет был весьма экстравагантно. У Мадонны он сыграл украинского хлопца Андрея, который подрабатывает на Западе тем, что устраивает сеансы садомазохизма, а также все время поет на гремучей англо-русско-украинской смеси, перемежающейся нашим родным матом. Мат не переводился.

Нынешний фестиваль собрал самых настоящих классиков кино. Ближе к финалу приехал Анджей Вайда с внеконкурсной картиной «Катынь», премьеру которой посетила канцлер Германии Ангела Меркель. На церемонии закрытия присутствовали режиссеры Франческо Рози и Луис Бунюэль. Берлинале посетили не только звезды, хоть как-то связанные с фильмами официальной программы, но и те, что приняли участие в грандиозной акции «Кино за мир гала». В воскресный день перед публикой появились актрисы Катрин Денев, Хилари Свонк, певица Анна Нетребко, модель Надя Ауэрманн, актеры Бен Кингсли и Кристофер Ли. Николь Кидман присутствовала виртуально, обратившись к собравшимся с экрана.

Главный приз Берлинале «Золотой медведь» получил фильм, на который мало кто делал ставку, – «Элитный отряд» бразильца Жозе Падильи. События картины развиваются в конце 90-х. Одно из спецподразделений призвано было навести порядок в криминальном районе Рио-де-Жанейро, где процветают наркобизнес и коррупция. «Элитный отряд» уже имеет многострадальную судьбу, чуть ли не подпольно показывался у себя на родине, поскольку местная полиция боролась за запрет фильма. Двух «Серебряных Медведей» за режиссуру и работу композитора забрала картина Пола Томаса Андерсона «Нефть». За лучшие актерские работы отмечены очень смешная и трогательная британская актриса Салли Хоукинс («Бесшабашная» Майка Ли) и иранский актер Реза Наджи («Песня воробьев» Маджида Маджиди).

Никак не отреагировало жюри (и правильно сделало) на работу Пенелопы Крус, изображающей зрелую кубинскую студентку в фильме «Элегия», где в нее влюбляется пожилой преподаватель в облике Бена Кингсли. И картина приторная донельзя, и роль у Пенелопы Крус, мягко говоря, проходная, хоть сама она так не считает. Но приезд звезды такого ранга, как Крус, всполошил Берлинале.

На фестивале, как обычно, было немало игровых и анимационных картин гей-тематики, которые даже выделены в отдельный конкурс – «Тедди». В документальной панораме была показана лента известного в гей-среде деятеля, немецкого режиссера Розы ван Праунхейма с завораживающим названием «Мертвый гей – живая лесбиянка». Режиссер взял необычный ракурс военной темы, рассказав о том, как существовали геи во времена Третьего рейха. Его героями стали пожилые и весьма экзотические люди под 90 (тело одного из них – сплошная татуировка, отчего его кожа стала пепельного цвета; немыслимый пирсинг в причинном месте и прочие прелести), которые прошли Вторую мировую и концлагеря.

Но, пожалуй, самая необычная программа Берлинале – гастрономическая. Был показан целый ряд картин разных лет, в которых так или иначе поднималась тема еды. Скажем, испанская лента «Курица, рыба и король краб» зафиксировала состязание поваров и то, что происходило за кулисами этого кулинарного марафона. На фестивале собрали шеф-поваров лучших ресторанов, чтобы поговорить на тему будущего еды и ее влиянии на мир. Во время фестиваля состоялось несколько шикарных приемов для избранных, остальные же облизывались, читая отчеты о них в фестивальных журналах. J

"