Posted 3 февраля 2016,, 21:00

Published 3 февраля 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 02:13

Updated 8 марта, 02:13

Академик РАМН Павел Воробьев

Академик РАМН Павел Воробьев

3 февраля 2016, 21:00
В пик заболеваемости гриппом Минздрав опубликовал памятку, в которой подробно описал, как обезопасить себя от болезни. На сайте ведомства есть и перечень препаратов, которые чиновники рекомендуют врачам для лечения гриппа. У многих медиков этот перечень, состоящий исключительно из лекарств отечественного производства,

– Павел Андреевич, Минзрав рекомендовал медикам использовать при лечении гриппа определенные препараты, анонсируя их как очень эффективные. Почему именно на них делается упор?

– Этот вопрос уместнее задать авторам этих рекомендаций. Но если говорить о вирусно-респираторных инфекциях, к которым относится грипп, то по-настоящему эффективных противовирусных препаратов нет. Если же говорить вообще о вирусных инфекциях, то от некоторых из них лекарства есть. Например, есть эффективные препараты, именно воздействующие на вирус, для лечения гепатита, герпеса.

– А вообще насколько активно ведутся исследования таких препаратов в России?

– Например, много лет ведутся исследования того же «Арбидола». Другое дело, что данных о его эффективности не очень много. Поэтому говорить о высокой степени убедительности таких исследований невозможно. Есть препараты, которые практически не исследованы. Или исследования проводились, но в каких-то очень странных экспериментах, которые сложно признать доказательными.

– Кто проводит такие исследования?

– Вообще, все исследования ведутся частными фармкомпаниями.

– А государство это как-то контролирует?

– Государство ничего не контролирует. Оно может только выдать разрешение, если у него спросят. Но ведь могут и не спросить, а просто провести исследование – и все.

– Как сфера исследований лекарств тогда регулируется?

– Она очень плохо регулируется. Если речь идет об официальных клинических испытаниях, то на них необходимо получить рекомендации Минздрава. А если это просто исследование, например, в рамках чьей-то диссертационной работы, то рекомендации Минздрава не требуется.

– То есть какого-то закона о клинических испытаниях нет?

– Закона о клинических испытаниях, конечно, нет. Есть закон об обращении лекарственных средств, в котором есть раздел, посвященный таким испытаниям. Но слово «испытание» трактуется неоднозначно. Потому что любое исследование нельзя признать испытанием.

– И фармкомпании пользуются тем, что нет четкого понятия?

– Надо понимать, что исследования могут выполнять кто угодно. Любая кафедра в институте.

– Нас больше интересуют исследования лекарств, которые попадают на рынок.

– Все лекарства попадают на рынок.

– Даже те, которые исследуются неконтролируемо?

– Конечно. Мы же и говорим о том, что есть неконтролируемые, низкого качества исследования. Большинство отечественных препаратов именно так и выпускаются. Тем не менее они на рынке продаются, приносят миллиарды рублей прибыли.

– Как это возможно?

– А кто этому мешает? У нас нигде не прописано, что только препараты, прошедшие хорошего качества исследования, доказавшие свою эффективность, могут продаваться. У нас любые препараты могут продаваться, и все они зарегистрированы.

– Я правильно пониманию, что среди такого рода препаратов много сомнительного качества?

– Они все в плане своей эффективности находятся в группе сомнительных. К ним ко всем есть вопросы. Причем это касается не только российских, но и импортных.

– На что надо обращать внимание пациентам, чтобы не наткнуться на лекарство низкого качества?

– Если говорить о лекарствах в целом, то они, на мой взгляд, должны продаваться исключительно по рецепту врача, и не дело пациента разбираться в их наименованиях и свойствах.

– А что делать, если врачам официально рекомендуется выписывать определенные лекарства?

– Врачам никто не рекомендует использовать таблетки российского производства. Это другая система регуляции. Просто препараты российского производства преимущественно закупаются. Или же они преимущественно оплачиваются при получении льготных рецептов. А врач в принципе может выписывать любые лекарства. Просто их невозможно будет достать, а выписать он может все что угодно.

Число смертей от свиного гриппа превысило сотню

Заболеваемость гриппом и ОРВИ в конце января в России превысила недельный эпидемический порог на 111,7%, сообщается вчера на сайте НИИ гриппа Минздрава РФ. По этим данным острыми респираторными инфекциями болеют 134 человека на каждые 10 тысяч, тогда как обычная для этого времени года заболеваемость – от 63 до 69 случаев на 10 тысяч. При этом на минувшей неделе заболеваемость выросла на 46,6% по сравнению с предыдущей.
С начала эпидемии гриппа от осложнений умерло 126 человек. Таковы официальные данные Минздрава. При этом, как утверждает глава ведомства, ситуация с заболеваемостью в стране находится под контролем. Между тем, власти Петербурга проинформировали своих граждан, что пик заражений вирусом придется аккурат на текущую неделю. От осложнений, вызванных этой болезнью, в городе уже умерло 36 человек. Непростая ситуация и Воронеже: там от пневмонии, вызванной гриппом, уже умерло 5 человек. В местном минздраве опасаются, что число жертв опасного вируса может увеличиться, ведь пик заболеваемости еще не пройден. Все школы города закрыты и в ближайшие дней десять выходить из карантина не собираются.
Аналогичные ситуации наблюдаются во многих других регионах страны: на карантин закрыты множество школ и дошкольных учреждений, отменены массовые мероприятия. В Москве обстановка с заболеваемостью пока не объявлена очень тяжелой, хотя в городе закрыты на карантин три образовательных учреждения. Однако медики предупреждают, что в ближайшие дни ситуация может измениться и заболевших станет намного больше: установившаяся в регионе теплая погода способствует распространению болезни.
Елена РОМАШОВА

"