Posted 3 февраля 2005,, 21:00

Published 3 февраля 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:40

Updated 8 марта, 09:40

Анастасия Волочкова

Анастасия Волочкова

3 февраля 2005, 21:00
Главный инструмент балерины – тело. Пластичное, наполненное энергией. Его красота – результат ежедневного титанического труда, который отнимает все силы и не оставляет времени ни на что другое. Однако Анастасия Волочкова упрямо доказывает, что кроме станка и сцены есть другая, не балетная жизнь.

– Анастасия, вы опровергли расхожий тезис о том, что балет – это самоотречение. У вас находится время и для участия в показах мод, фотосессиях и даже для общественной работы.

– Мне мало танцевать несколько спектаклей в месяц. Необходимы иные темпы – лишь в этом случае можно развиваться в профессиональном смысле. Еще в детстве я поняла: не буду много работать – не добьюсь профессиональных высот. Поэтому практически не помню себя играющей с куклами. Мои детские воспоминания – станок в училище и станок дома. Помню, в подростковом возрасте я старалась иногда выбраться с подружками в кафе. А моя мама мне говорила: «Пусть гуляют те, кому все легко дается». Вообще, основу моего характера определили родители. Я никогда не видела их праздно прожигающими время. Мама, инженер по образованию, водила экскурсии по Петербургу, и я нередко сопровождала ее. Папа – спортсмен, в прошлом чемпион Европы по настольному теннису, занимался музыкой, имеет высшее музыкальное образование. Большое влияние на меня оказали родной город и те люди, истинные петербургские интеллигенты, которые окружали семью.

– То есть изначально балет был выбором родителей?

– Ну что вы! Я с пяти лет мечтала быть балериной. Родители отнеслись к моему выбору очень серьезно: мама привела меня в Вагановское училище. Я, тогда еще маленькая девочка, ни минуты не сомневалась в том, что хочу посвятить свою жизнь балету. В десять лет я поняла, что мне не подходит мясная пища. Поэтому мясо я не ем уже много лет. Зато очень люблю фрукты, овощи и творог. А моя тайная страсть – мороженое. Могу есть его в неограниченных количествах. Правда, только теоретически. Потому что жизнь балерины заставляет придерживаться строгой диеты. Утром выпиваю лишь стакан горячего чая. А когда заканчиваются репетиция, концерт или съемки, могу позволить себе сыр и салат из шпината.

– Получается, вы всю жизнь существуете под прессингом слова «надо»?

– Да! Кроме того, у меня очень рано появилось чувство ответственности за себя. Я еще в детстве поняла, что все зависит не от случая и обстоятельств, а только от меня самой, и всегда говорила: «Сегодня поработаю, а отдохну когда-нибудь потом». Кстати, это потом так ни разу и не наступило. Вместо него долгий рабочий день и сон не больше четырех часов в сутки.

– Но, глядя на вас, ни за что в это не поверишь…

– Вы знаете, я заметила, что чем больше у меня физической нагрузки – концертов, репетиций, занятий на беговом тренажере, – тем меньше хочется есть и тем лучше я выгляжу. Это не значит, что мой случай универсален, я ни в коем случае не призываю читателей брать на себя непомерные физические нагрузки. Наверное, причина в том, что я занимаюсь любимым делом, на которое не жалко ни времени, ни сил. Поэтому и успеваю гораздо больше других. К тому же вырабатываются оптимальные правила – физические и психологические. Модуль жизни. Например, перед утренним «классом» никогда не решаю проблем, связанных с участием в других проектах. Балет для меня – святое, это дело, которым я занимаюсь в первую очередь. В последнее время учусь совмещать свою основную профессию и призвание с различными смежными проектами. Скажем, не так давно ко мне обратилось руководство Санкт-Петербургского государственного медицинского университета с просьбой войти в попечительский совет Северо-Западного института детской гематологии и трансплантологии им. Раисы Горбачевой. Я с радостью и благодарностью приняла это предложение.

– Но занятость в театре и сольные концерты – еще и огромная физическая нагрузка, и, как следствие, усталость. Как удается с ней справляться?

– Когда чувствую, что мой внутренний резерв исчерпан, еду за город и наслаждаюсь сном на природе. Еще я очень хорошо себя чувствую в моей московской квартире. Кроме того, я очень люблю русскую баню. Посещаю ее регулярно, не реже одного-двух раз в неделю. Веники предпочитаю дубовые – они более жесткие, но не колючие. Из банных веников люблю эвкалипт, мяту и бергамот. Отлично помогает массаж – без него я не могу обходиться. Побеждает усталость холодный душ. Теплую и тем более горячую воду не люблю. Даже волосы и тело всегда мою прохладной водой. Усталость снимают терпкие ароматы – часто по вечерам я зажигаю дома свечи с добавлением ванили. Почти сразу приходят приятные мысли. Если такие простые средства не помогают, тогда стараюсь сменить обстановку – отправиться в небольшое путешествие.

– Для вас очень важны комфорт и достаток?

– Сегодня да. Хотя я прекрасно помню, что такое лишения и бедность. Сейчас я владею двумя квартирами: в Москве и в Питере. Приобретались они по очень простому принципу: близость к театрам, в которых я работаю, Мариинскому и Большому. Кстати, с покупкой питерской квартиры была целая эпопея. До моего отъезда в Лондон мы жили не в самом центре Питера, и добираться до Мариинки мне предстояло около двух часов. Родители решили обменять жилье на Центр. Потом выяснилось, что риелторы, которые занимались нашей квартирой, оказались самыми настоящими мошенниками. В результате мы оказались на улице: ни денег, ни квартиры. Снимали комнату в хрущевке, спали на полу. Все это продолжалось, пока не заработала на жилье. Были и другие трудности, которые я научилась воспринимать как знаки судьбы…

– Кстати, к вопросу о квартире, о доме… Вы танцуете в самых разных уголках земли. Где ваш настоящий дом?

– Мой дом там, где меня ждут, где я могу заниматься любимым искусством. Помню, после гастролей Большого театра в Лондоне мне было предложено поработать в Английском национальном балете. Там я тоже чувствовала себя как дома, потому что были интересная работа, друзья и любовь зрителей. Сейчас чаще всего живу в московской квартире. С наслаждением приезжаю в родительский дом в Санкт-Петербурге. Последнее время часто бываю в Краснодаре, где танцую в местном театре.

– У вас никогда не возникало желания изменить имидж?

– Нет. Наверное, потому что я консервативна по природе. Например, у меня никогда не было желания коротко подстричься. Женщина должна оставаться женщиной, мужские черты ее не украшают.

– И тем не менее вы достаточно редко пользуетесь декоративной косметикой в обычной жизни.

– Я считаю, что женщина должна следить за собой и всегда выглядеть ухоженной. Косметикой действительно нельзя злоупотреблять, но и пренебрегать ею тоже не стоит. Мне кажется, в том, как выглядит женщина, есть знак уважения к себе и окружающим. Выглядеть хорошо, насколько это возможно, для меня – норма. Если нет времени сходить в салон – всегда можно уложить волосы, подкраситься и сделать маникюр самостоятельно.

– Настя, а как вы относитесь к украшениям?

– Спокойно. Считаю, что женщина – это бриллиант. Который призван украшать все вокруг, и в первую очередь своего мужчину.

– Что для вас означает словосочетание «настоящий мужчина»?

– Думаю, что универсального мужского характера, который бы подходил всем женщинам, не существует в природе. Я отдаю себе отчет в том, что со мной сложно существовать, выдерживать насыщенный ритм моей жизни. Понять, что творчество играет в моей судьбе решающую роль, может только сильный человек.

– Вы согласны с тем, что балерина – это образ жизни, в которой иногда не находится места детям, семье?

– Уверена, что не существует ни профессии, ни человека, ради которых можно лишить себя счастья рождения ребенка. Я всей душой мечтаю о создании семьи, о детях. Признаюсь: я испытала много боли и разочарований, поэтому теперь не спешу. Но я не оставляю надежды встретить человека, с которым суждено строить жизнь, воспитывать детей…

– В одном интервью вы сказали, что однажды расстанетесь с балетом и посвятите свою жизнь кино и телевидению. Сегодня вы близки к этому?

– Хочу, чтобы зритель запомнил меня молодой и красивой. Не стоит превращаться в балерину, которая выходит на сцену, но уже ничего не может. Конечно, это произойдет не сегодня и не завтра, но я готовлю себя к тому, что когда-нибудь буду заниматься другим творчеством. Именно творчеством. Ведь это состояние поиска, движение, то, без чего я не мыслю своей жизни.

"