Posted 4 января 2017,, 09:00

Published 4 января 2017,, 09:00

Modified 8 марта, 02:26

Updated 8 марта, 02:26

Каким казался 2017 год в 1960-ом (видео)

Каким казался 2017 год в 1960-ом (видео)

4 января 2017, 09:00
На Ютубе набирает популярность советский футуристический диафильм авторов В.Струковой и В.Шевченко, а так же художника Л.Смехова о 2017 годе. Он о том, как советские люди переделали природу для мира и счастья на земле.

В 2017-ом советские люди пользовались «лупой времени» - чтобы посмотреть, как шаг за шагом создавался новый облик страны,- строились пролеты мостов над бездонными горными ущельями, как точно направленные АТОМНЫЕ взрывы взрывали ненужные холмы и прорывали каналы, как повернули вспять Обь и Енисей, которые потекли к Каспийскому морю, как возвели плотину через ... Берингов (!!) пролив и атомные поезда понеслись из СССР на Аляску (которая, надо полагать, вновь стала российской??), как супер-буры и подземные лодки-кроты вгрызались в чрево Земли, извлекая из нее полезные ископаемые... Уничтожив Землю, довольные содеянным советские люди сели на космические корабли и со скоростью света направились к планетной системе Альфа-Центавра...

Впрочем, не все так мрачно. На земле все-таки построили новые, почему-то подземные города с пляжами, обогреваемыми кварцевым солнцем. В быту появились весьма полезные приборы - например, кухонные комбайны, которые по одной маминой записке готовят детям еду. Или - аналог нынешнего скайпа телевидефон. Правда, этого советским мечтателям показалось мало и они решили построить летающую станцию по управлению погодой. Она же, станция оказалась и оружием победившего в мировом масштабе пролетариата, который борется с «последними империалистами, скрывавшимися на далеком острове в Тихом океане»...

Что было дальше - смотрите сами. Слава Богу, фантазмы покорителей природы и капитализма остались только в мечтаниях людей,чья эпоха ушла в прошлое.

Кстати, "НИ" решили выяснить судьбу автора рисунков - Льва Смехова. Оказалось, что это - родной дядя известного артиста Вениамина Смехова. И с публикацией старого видео вчера произошла почти мистическая история.

Галина Аксёнова, искусствовед:

В этой ситуации есть что-то мистическое! Вчера утром Вениамин Борисович доставал документы и неожиданно выпал документ о захоронении Льва Моисеевича. Через два часа мы получили в Фейсбуке ссылку от Милочки Смеховой из Израиля с диафильмом «2017». Вечером пришёл внук и стал спрашивать, в шутку, не родственник ли автор и был потрясён, узнав, что Л. Смехов не однофамилец, а родной брат прадеда.

Важно, что для Льва Смехова, выпускника ВХУТЕМАСа, 1917 год перевернул всю жизнь. Мальчик из еврейского местечка получил образование, участвовал в создании новой жизни. Конечно, для него было важно, что будет, хотелось заглянуть за черту своей жизни. Диафильм «2017» - это романтическое представление о будущем.

Вениамин Смехов:

Лев Моисеевич Смехов – старший брат моего отца.

В нашей большой смеховской семье, имя Лёвушка было святое. И не потому, что он был очень успешный и известный график – он был большой мастер, никогда не выпячивавший свои заслуги, идеальный носитель искусства. В 2008 году, когда отмечали столетия со дня рождения, люди, работавшие с ним, до слёз трогательно вспоминали о Лёвушке – человеке из породы ангелов, которые трудятся, не поднимая глаз на мировые катаклизмы. Он не вступал в партию, не ходил на собрания. И, тем не менее, не нашлось стукача, чтобы донести на него. При внешней угрюмости, это был невероятно тёплый, остроумный и разносторонне образованный человек. Выучил французский язык только из любви к французским рисовальщикам. Я помню, в 1977 году, за год до его смерти, он уже тяжело болел, я вернулся из Парижа и привёз кучу книжек. Помчался на Беговую, чтобы подарить их Лёве. Меня поразило, что никогда не бывая за границей, он по карте показал мне маршруты, по которым мы могли добираться от площади Республики, где жили, до театра, в котором проходили гастроли.

Дядя Лева - художник "из Пионерки", первый художник первых детских газет и журналов - и "Пионерской правды", и "Затейника", и "Пионера", и "Вожатого", яркий, фантазийный, остроумный иллюстратор детских книжек и, когда хватало времени, то и взрослых "Крокодилов" - "Огоньков"; дядя Лева - любезный читателям и коллегам по перу; дядя Лева - орденоносец и отличный семьянин... однако, увы... Ни одной выставки его работ, никаких звонких званий и афиш. Почему так вышло? Стоит ли об этом задуматься?...

Видимость говорила одно, а истина - другое. Легко было рождаться досужим разговорам: "человек не участвует, не активен, не выступает, он ставит себя выше коллектива, его поведение подозрительно". Но те, кто его знали, говорили иначе: "человек особого склада, художник, он мыслит себя активным только в одном качестве; если вытащить его на трибуну, у него разорвётся сердце от неловкости, от нескромности". Да, такой был странный, несовременный человек посреди бурлящих молодёжных вечеринок 20-х годов. Такой несовременный юноша стал несовременным мужчиной 30-х и 40-х, и уж, конечно, совсем архаичной, должна была казаться его "общественная пассивность", его инертность в последующие десятилетия. Такова видимость. А суть - совсем в другом...

Его называли Лёвушка и старшие, и младшие. В течение дня могли подойти и сказать, что собираются в театр или на концерт и не успевают доделать работу – и Лёвушка доделывал. Для меня было два таких великих художника, очень похожих друг на друга невероятной фантазией и воображением – Давид Боровский и Лев Смехов.

В 1957 году отца моего послали работать в Госплан Казахстана. Командировка его была настоящим испытанием для мамы и для нас с сестрёнкой. Естественно, тяжелее всех переживал разлуку сам отец. Семья у нас дружна чрезвычайно, и это, в частности, сказалось на письмах. Прошло много лет, но когда отец достаёт кипу писем, я ахаю: как при нашей трудовой занятости мы умудрились за год послать 365 посланий! (Ошибка возможна только в плюсовую сторону.)

На все-таки мне известно давно: не наши письма являлись главным бальзамом для души разлучённого с семьёй учёного, нет. Конечно, они были ему дороги, желанны, хороши. Но ничто так не встряхивало его мысли, не веселило душу и не отвлекало от мрачных туч на горизонте, как письма дяди Левы.

Наши письма писались из того соображения, что отцу важен факт регулярности и факт внимания. Внутренняя их начинка, честно скажу, не отличается разнообразием. Ну а как же дядя Лева обошёлся с необходимостью формальных знаков дружбы и сочувствия? Его письма были сочинениями литератора, они богаты живыми красками наблюдений, шутливых рассказов, мгновенных размышлений... Как и в жизни, он и в своих весточках брату ни разу не сплоховал, в смысле формальных знаков привычных ритуалов. Все оригинально, изящно, умно и талантливо - это и оказалось наисильнейшим лекарством для страдающего брата. Ни одного за всю жизнь словесного объяснения в любви, поддержке, сочувствии - и такое очевидное проявление настоящих чувств, подлинной любви.

А какие рисунки, подписи, эскизы, какая игра шрифтами, игра слов и даже игра конструкцией письма! Например, письмо, где строчки шли по кругу, сокращаясь по спирали, и как улитка вкручивались в точку подписи...

Мне было ужасно радостно, когда Владлен Давыдов вспоминал, как важны и дороги были для него в детстве, в конце 20-х – начале 30-х годов рисунки с подписью «Л.С.» и «Л. Смехов». У Лёвушки был дар – то, что не очень любят художники – он рисовал «похоже». Мог на одном странице «Пионерской Правды» разместить целое созвездие – Папанин, Щукин, Тарханов. Мальчик, главный герой диафильма «2017» - маленький сын Льва Моисеевича – Золя, Зелий. Сегодня он – достойный продолжатель дела своего отца – известный художник, выпускник Московского художественного института им. Сурикова

"