Рус
Eng

Социальный контракт для малоимущих в 2022 году

Социальный контракт для малоимущих в 2022 году
Социальный контракт для малоимущих в 2022 году
3 декабря 2021, 11:08ОбществоФото: pixnio.comСоциальный контракт для малоимущих
Социальный контракт для малоимущих — поддержка, которую государство оказывает тем, кто столкнулся с жизненными проблемами и оказался в непростом материальном положении.

В рамках такой поддержки органы социальной защиты подписывают соглашение с заявителями, у которых показатели дохода зафиксированы официально на уровне ниже прожиточного минимума. Снижение дохода может быть связано с причинами, которые не зависят от самого заявителя.

Как малоимущим получить адресную помощь властей?

Чтобы оформить адресную помощь от государства, совершеннолетние россияне могут принять участие в программе «Социальный контракт». Такая программа включает комплекс мероприятий, основная цель которых — выход граждан РФ из непростых ситуаций, в которых они оказались в силу обстоятельств.

Каждый гражданин или семья, участвующие в программе, имеют право самостоятельно выбирать комплекс мер, учитывая:

  • имеющийся потенциал трудовой деятельности и его адекватную оценку;
  • желание преодолеть черту бедности и решить сложную ситуацию.
Как малоимущим получить адресную помощь властей?
Фото:pixabay.com

Социальный контракт для малоимущих в 2022 году можно заключить, обратившись в МФЦ по месту своего проживания или в любой центр соцзащиты населения.

Ключевое условие действия соцконтракта — увеличение размера дохода заявителя после того, как все мероприятия в рамках реализации соглашения будут завершены. Подписание соцконтракта не может считаться основанием, дающим право прекращать прочие меры поддержки, оказываемые государством. Иными словами, если гражданин уже получал или продолжает получать помощь, участвуя в других программах, он имеет право на соцконтракт. Отказ от его заключения со стороны органов соцзащиты — нарушение действующего законодательства.

Какие регионы оказывают поддержку малоимущим по соцконтракту?

В настоящее время социальную поддержку малоимущим в рамках социальных контрактов оказывают власти 21 региона России — ведется пилотное внедрение проекта. Среди таких регионов:

  • Башкортостан;
  • Республика Мордовия;
  • Республика Тыва;
  • Алтайский край;
  • Пермская область;
  • Чувашия;
  • Нижегородская область;
  • Вологодский регион;
  • Томская область;
  • Саратовский регион.

По данным на 2021 год, в России заключено более 120 тыс. соцконтрактов. В 2022 году из государственного бюджета субсидии получат все субъекты федерации.

В определенных регионах России могут устанавливаться дополнительные условия для оформления соцконтракта. К примеру, в некоторых субъектах финансовую помощь граждане могут направить для погашения образовавшихся долгов за оплату услуг ЖКХ.

Какие условия для оформления социального контракта?

Возможность и законное право на подписание соглашения имеет каждый гражданин РФ, проживающий в стране постоянно и относящийся к одной из таких групп:

  • малоимущие семьи;
  • малоимущие граждане, которые живут в одиночестве.
Какие условия для оформления социального контракта?
Фото:pixnio.com

Доход одного заявителя при участии в программе должен составлять менее одной суммы, равной прожиточному минимуму. Его размер фиксируется для конкретного региона РФ. К примеру, в Волгоградской области цифры такие:

  • трудоспособные граждане — 10 892 руб.;
  • дети — 10 4141 руб.;
  • пенсионеры — 9 020 руб.

Для участия в программе заявитель должен подготовить и подать комплект документов. Они будут считаться официальным подтверждением его права на оформление помощи, оказываемой государством.

Документы для оформления социального контракта

Для подписания социального соглашения (контракта), заявитель должен представить в органы соцзащиты комплект документов:

  • копия двух страниц гражданского паспорта: главная и с печатью регистрации по прописке (месту жительства);
  • копия ИНН и СНИЛС;
  • копия трудовой книжки, включая страницу с записью о последнем месте трудоустройства и увольнении с него;
  • реквизиты карты платежной системы «МИР»;
  • справка 2-НДФЛ с данными о доходах за предыдущие три месяца;
  • копия страницы из домовой книги или справка, подтверждающая прописку;
  • свидетельство о заключении брака (при наличии);
  • свидетельство о рождении детей (при наличии).
Документы для оформления социального контракта
Фото:pixabay.com

Также к комплекту документов потребуется приложить готовый бизнес-план, включающий прайс и смету — если заявитель планирует заниматься бизнесом как самозанятый или ИП.

Карту «МИР», реквизиты которой нужно указать, оформляя необходимые документы для подписания соглашения, можно получить в любом отделении Сбербанка в разных регионах РФ. Предоставление этой услуги бесплатное. Наличие карты «МИР» обязательно, так как финансовая помощь в виде выплат может начисляться только на нее.

Направления социальной поддержки по контракту

Социальный контракт не следует путать с получением пособий. Он отличается тем, что его цель — предоставление возможности для перехода на полное самообеспечение.

Направления, в рамках которых заявители могут рассчитывать на получение поддержки:

  • обучение с целью получения профессии;
  • дополнительное образование с целью получения профессии;
  • трудоустройство;
  • открытие бизнеса.

Семьи, признанные нуждающимися и оказавшиеся в непростой ситуации, в соответствии с условиями социального соглашения могут использовать средства, чтобы купить:

  • товары, относящиеся к группе первой необходимости;
  • фармацевтические средства;
  • повседневную обувь и одежду;
  • товары и технику, необходимые для занятия хозяйством подсобного типа.

Среди других целей, на которые может пойти финансовая помощь:

  • необходимое лечение;
  • приобретение товаров, необходимых школьникам для учебы;
  • оплата посещения детьми кружков и дополнительных занятий.

Все выплаты, производимые в соответствии с условиями социального контракта, должны иметь исключительно целевое назначение. К примеру, если предмет соглашения — обучение, предусматривающее последующее трудоустройство, то заявитель, оформивший контракт, берет на себя обязательство после его завершения начать работать.

При участии специалистов органов соцзащиты создается адаптационная программа. В ней указываются:

  • конкретные виды поддержки, необходимой заявителю;
  • размер финансовой помощи;
  • комплекс мероприятий с обязательствами, которые гражданин должен будет выполнить.

За тем, как проводятся указанные в программе мероприятия, следят специалисты органов соцзащиты, которые берут на себя обязанности по сопровождению заявителей на весь период действия соглашения.

С целью оказания содействия заявителям на разных этапах реализации программы, к процессу могут подключаться:

  • СЗН;
  • организации, представляющие местное самоуправление;
  • исполнительная власть;
  • органы здравоохранения;
  • органы сферы образования.

Официальное утверждение адаптационная программа получает на базе составленного и правильно оформленного заключения. Также к рассмотрению принимается анкета — в ней должна быть представлена подробная и детальная информация о положении заявителя (бытовое, материальное). Прилагается акт, составленный по итогам изучения условий, в которых проживает гражданин, запись беседы с ним и сам текст подготовленной при участии специалистов программы.

Размеры выплат по контракту

Размеры финансовой помощи, которая оказывается по условиям, прописанным в социальном контракте, варьируются. Они определяются субъектом РФ и зависят от условий, которые действуют на его территории.

Финансовая помощь, оказываемая в рамках соцконтракта, может использоваться в определенных целях.

Поиск работы:

  • статус малообеспеченного;
  • фактическое состояние на учете в центре занятости в регионе или в городе, или намерение это сделать;
  • срок действия соглашения — максимум 9 месяцев;
  • срок оказания финансовой помощи — максимум 4 месяца;
  • цель — подписание трудового соглашения на время, в течение которого действителен контракт, рост доходов;
  • приоритет отдается семьям, в которых есть дети.

Профессиональное обучение

  • срок — максимум три месяца.
  • предпринимательская деятельность
  • выплачивается единовременное пособие;
  • право на пособие имеет предприниматель или самозанятый;
  • средства должны быть направлены на обеспечение производственных, материальных затрат, покупку базовых средств и выполнение других обязательств, но в размере, не превышающем 15% общей суммы выплаты;
  • срок действия — максимум 1 год;
  • цель — регистрация ИП или получение статуса налогоплательщика.
Размеры выплат по контракту
Фото:pixabay.com

Если ИП закрывается в тот период, пока все еще действуют условия контракта, и деятельность останавливается по инициативе участника, гражданин РФ обязуется вернуть все средства, которые он получил в качестве государственной помощи. Установленный период, в который должен осуществиться возврат, — один месяц с момента официального прекращения работы в статусе предпринимателя.

Ведение подсобного хозяйства

  • срок действия — максимум год;
  • сезультат — получение официального статуса плательщика налогов, повышение финансового дохода.

Во всех случаях при назначении выплат в соответствии с условиями контракта приоритет имеют семьи россиян, в которых есть дети.

Также можно оформить ежемесячную выплату как государственную финансовую помощь, которая будет оказываться в течение одного года, если соблюдается одно из перечисленных условий:

  • оба родителя в семье не работают, каждый имеет оформленную инвалидность, при наличии детей младше 18 лет;
  • оба супруга не работают и имеют инвалидность — если речь идет о семье без детей;
  • наличие у заявителя несовершеннолетнего ребенка;
  • одинокий гражданин РФ не работает и имеет инвалидность;
  • семья имеет статус многодетной (от 4 детей);
  • одинокий родитель двух и более детей.

До недавнего времени спектр возможностей, касающихся использования финансовой помощи от государства в соответствии с условиями соцконтракта, был ограничен. В 2021 году он расширился за счет внесения целого ряда нововведений. В их числе — возможность устроиться на работу непосредственно после завершения обучения, если для этого стажировка не считается обязательным этапом.

Срок действия социального контракта

Помощь от государства в соответствии с условиями, предусмотренными социальным контрактом, оказывается в определенные сроки, которые определяются соглашением:

  • минимум — 3 месяца;
  • максимум — 12 месяцев;
  • один раз в пять лет.

Сроки устанавливаются с учетом типа программы и ее содержания, в частности с характером соцадаптации. Также они зависят от региона РФ, на территории которого проживает гражданин.

Социальный контракт расторгается в таких ситуациях:

  • гражданин не выполнил его условия, не имея на то уважительной причины;
  • положение гражданина претерпело изменения — к примеру, он перестал считаться малоимущим, или таковой больше не считается его семья;
  • гражданин переехал в другой регион или снялся с учета по месту своей постоянной регистрации;
  • состав семьи заявителя изменился.

Если жизненные условия и обстоятельства участника соцконтракта изменились, он должен в 10-дневный срок направить в соцзащиту соответствующее уведомление. Оно подается в тот орган, где было подписано соглашение. Если доход гражданина начал превышать показатели прожиточного минимума, контракт расторгается.

Следует отметить, что социальный контракт — это поддержка социальной направленности, и ответственность несут все стороны соглашения. Перед тем как подписать такой контракт, необходимо предусмотреть возможные изменения — запланированный или незапланированный переезд в другой субъект РФ или в город. Решение нужно принимать ответственно и с уверенностью, что все условия соглашения будут выполнены.

Где можно оформить контракт?

Подать заявление на оформление социального соглашения можно через портал «Госуслуги» при наличии верифицированной учетной записи либо через МФЦ или орган соцзащиты.

Органы соцзащиты

Этапы оформления:

  • предоставление заявления и комплекта документов;
  • если принято положительное решение, необходимо получить приглашение для визита в орган социальной защиты;
  • выбор направления соглашения;
  • создание программы для адаптации заявителя при участии сотрудников соцзащиты;
  • подписание контракта;
  • получение финансовой помощи;
  • выполнение предусмотренных соглашением обязательств.

Для оформления соглашения в органах соцзащиты необходимо личное присутствие, в том числе на этапе подачи заявления.

Госуслуги

Подать заявление на подписание соглашения и получить помощь от государства можно через портал «Госуслуги». Схема действий будет следующей:

  • авторизация (при наличии верифицированной учетной записи);
  • переход в личный кабинет;
  • заполнение заявления в режиме онлайн (электронный вид);
  • отправление заявления в ведомство для дальнейшего рассмотрения.
  • все данные, которые необходимы для заявления, автоматически выгружаются из личного кабинета пользователя.
Госуслуги
Фото:скриншот с сайта

Для того, чтобы оформить получение помощи, потребуется указать реквизиты для платежей и, если необходимо, — данные о несовершеннолетних детях.

После рассмотрения заявления пользователю будет предложено записаться в ведомство для предоставления оригиналов документов. Уведомление будет направлено в личный кабинет, где с ним можно будет ознакомиться.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter