Posted 3 ноября 2020,, 08:18

Published 3 ноября 2020,, 08:18

Modified 7 марта, 14:23

Updated 7 марта, 14:23

"Не тронь сокровенное": религиозные организации стесняются говорить о доходах

"Не тронь сокровенное": религиозные организации стесняются говорить о доходах

3 ноября 2020, 08:18
Фото: Медиахолдинг 1Mi
Из-за пандемии коронавируса число прихожан уменьшилось, пожертвования снизились. А значит, снизился и доход религиозных организаций. Однако, по словам собеседника NewsTracker, они нашли, на чем заработать.

Всего в Ставропольском крае, по данным минюста России, числится 506 религиозных организаций. Больше всего — в Ставрополе (37), Пятигорске (27) и Железноводске (20). Самое большое число активов на Ставрополье у православной церкви — 333 прихода. Еще 100 организаций представляют ответвления христианства.

Чистая прибыль всех конфессий на Ставрополье за 2019 год, которая отражена в открытых источниках, составляет около 2 млн рублей. Половину указанных средств задекларировала Ставропольская и Невинномысская епархия. Стоит отметить, что доходы епархии уменьшились в 1,5 раза по сравнению с показателями 2018-го.

При этом представители религиозных организаций зачастую не опубликовывают данные о доходах. Они настаивают, что всю налоговую отчетность от некоммерческих организаций получает Минюст России — как положено по законодательству.

Журналисты NewsTracker обратились к представителю церкви пятидесятников в Минводах, чтобы узнать о доходах организации. Однако собеседник отказался говорить на эту тему, назвав ее «сокровенной». «Если бы вы были рядом, я бы смотрел в ваши глаза, наверное, я пооткровеннее был бы… Просто я не люблю говорить сокровенные вещи по телефону», — отметил он.

При этом представитель религиозной организации счел необходимым пожаловаться корреспонденту на телефонных мошенников, которые, по его мнению, «рассчитывают на христианскую доброту и на наивность». «Мне часто приходится говорить с непонятными людьми по телефону — понятно, что лично они никогда не придут. Звонят по различным вопросам, причем, даже финансовым, причем даже представляются моими коллегами по христианской части. Аферистов интересуют только финансы, какая-то помощь, какая-то поддержка», — рассказал он.

Также собеседник признался журналисту, что ему часто удается разоблачить аферистов — из-за «мудрости и продвинутости». «Есть кодовые вопросы, которые я задаю, и я понимаю, что человек от меня ничего не получит», — добавил он. Однако от проверки NewsTracker «кодовыми вопросами» представитель церкви отказался.

При этом настоятель Татьянинского храма при МГУ в центре Москвы протоиерей Владимир Вигилянский все-таки признал в разговоре с РИА Новости факт снижения доходов из-за пандемии коронавируса. По его словам, поступления уменьшились в два раза. Расходы пришлось сократить, однако задолженность по зарплатам духовенству и храмовому персоналу все равно образовалась. «На содержание храма денег вообще нет. Хотя он довольно большой, и в нем все время нужно что-то чинить», — рассказал Вигилянский.

Епископ Феоктист признается, что настоятели зачастую закрывают бюджетную «дыру» «конвертами». «Я понимаю: все зависит от порядочности конкретного архиерея. Но, хочешь или нет, есть церковные нужды, на которые деньги необходимы. Это вопрос выживания, а не личной блажи», — отметил он.

«В этих конвертах ничего плохого нет. Плохо, когда их требуют от тебя, когда это не добровольно. Бывает, клирик любого уровня говорит, что помолился, а теперь ему должны выплатить две тысячи рублей. Это неприлично», — считает священник-блогер Павел Островский.

Однако после скандалов, связанных с «конвертами», эта традиция потихоньку начала угасать. Например, в прошлом году челябинские СМИ сообщили о том, что епископ Троицкий Пармен якобы заставил приходы давать ему «конверты». Спустя несколько месяцев Священный синод постановил перевести епископа в другую епархию.

Как же зарабатывают религиозные организации (подчеркнем, что они некоммерческие) во время пандемии? Осведомленный источник NewsTracker в правительственных кругах говорит, что важным источником доходов для религиозных организаций стал собственный бизнес. По его словам, настоятели храмов нередко владеют производством, которое обеспечивает приход дополнительным финансированием: производство вина, сыра, продуктовые магазины вблизи церкви, похоронные агентства, выращивание пшеницы. Однако открыто говорить об источниках заработка не согласились представители ни одной из конфессий, сообщает ставропольское издание.

«Стремление заниматься бизнесом под крылом религиозных организаций вполне понятное — налогов, акцизов они не платят. Если предпринимателей прессуют, то здесь вообще никак не контролируется. Еще на фоне пандемии прихожан меньше и денег у них меньше, чтобы жертвовать церкви. Вот они и идут в бизнес», — отмечает собеседник.

Кроме того, по информации издания, религиозные организации в Ставропольском крае очень активны в отстаивании своих прав на культовые здания. Больше всего имущественных исков подала Ставропольская и Невинномысская епархия — 28 за шесть лет. Причем все суды она выиграла. «Так что все это больше похоже на схему узаконивания прав РПЦ на спорную недвижимость», — полагает NewsTracker.

В частности, так произошло с храмом Сергия Радонежского. На протяжении нескольких лет здание строили без разрешительной документации. А недавно оказалось, что оно мешает строительству новой дорожной развязки на Северо-Запад Ставрополя.

Мелкие религиозные организации тоже пытаются бороться за свои имущественные права, но практически безуспешно. Например, баптистская церковь дважды подавала иски, но проиграла. Причиной неудач стало слабое обоснование притязаний на собственность. Например, когда община пыталась отсудить жилой дом в одном из сел Степновского района, в качестве аргумента она привела только свою многолетнюю добросовестную деятельность.

"