Posted 2 ноября 2015,, 21:00

Published 2 ноября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 02:16

Updated 8 марта, 02:16

Попасть в переплет

Попасть в переплет

2 ноября 2015, 21:00
Вчера адвокат директора Библиотеки украинской литературы Натальи Шариной, которую на прошлой неделе обвинили в распространении экстремистской литературы, обжаловал ее домашний арест в Мосгорсуде. А тем временем члены русского ПЕН-центра и правозащитники требуют прекратить преследование Шариной, называя обвинение абсурд

Напомним, в пятницу вечером Таганский райсуд столицы постановил, что во время следствия Шарина должна находиться под домашним арестом. Суд решил, что Наталья Шарина может помешать следствию. Адвокат директора библиотеки Иван Павлов считает, что для такой меры пресечения нет оснований: «Следствие считает, что она может оказать давление на сотрудников библиотеки, но пока что именно следователи этим занимаются», – отметил г-н Павлов в беседе с «НИ».

Уголовное дело против Шариной было заведено в четверг, 29 октября. Женщину обвинили в возбуждении национальной ненависти и вражды (статья 282 УК РФ), поскольку при обыске в фондах библиотеки нашли материалы, которые в России признаны экстремистскими. В их числе – книги украинского националиста Дмитро Корчинского, которые были занесены в список Минюста как запрещенные. Расследованием занимается Главное следственное управление СК РФ.

«Это еще вопрос – нашли запрещенные материалы или подбросили. А также важно, где их обнаружили – в открытом доступе или в спецхранилище. И потом, пусть еще докажут, что материалы распространяли. Библиотека – это место, где находятся книги, и это не означает, что абсолютно всё читают люди, – отметил «НИ» Иван Павлов. – Так можно в любую библиотеку прийти, провести обыск и выявить материалы, которые позже суд признает экстремистскими. А в спецхране той же Ленинской библиотеки наверняка можно найти уже запрещенные вещи. И это совершенно нормально, когда есть такие материалы в ограниченном доступе».

Тем временем члены русского ПЕН-центра собирают подписи в защиту библиотекаря. Они создали петицию в защиту Шариной на сайте change.org, обращенную к президенту РФ, генеральному прокурору и председателю СК РФ. За два дня ее подписали больше тысячи человек. Подписавшиеся требуют прекратить преследования сотрудников библиотеки по абсурдным обвинениям. «Даже если в фондах имеются издания, которые российские власти почему-либо считают «вредными» или «нежелательными», – это не может служить основанием для уголовного преследования руководителей учреждения культуры или для создания препятствий к его нормальной работе. Такого рода претензии могут быть предъявлены, изучены и урегулированы административным путем», – отмечается в тексте петиции.

«Это уже паранойя, вне зависимости от того, на самом ли деле в фонде библиотеки хранились издания, объявленные государством нежелательными, либо эти книги были в библиотеку подброшены на волне антиукраинской истерии, – отметил «НИ» политик Лев Шлосберг, который подписал петицию в защиту Натальи Шариной. – Сам факт ареста директора государственной библиотеки и войны с книгами ставит нашу страну на грань сжигания книг на площадях. Мотивы провокаторов (а эта история – политическая провокация) безусловно находятся на уровне организаторов пожара в рейхстаге».

Между тем известные российские правозащитники – Людмила Алексеева, Валерий Борщев, Юрий Вдовин, Лев Пономарев, Светлана Ганнушкина, Сергей Ковалев, Александр Черкасов и Олег Орлов – требуют отставки главы СК РФ Александра Бастрыкина. Сейчас продолжается сбор подписей под соответствующей петицией на сайте change.org. Дело в том, что Наталья Шарина во время допросов перенесла гипертонический криз; по сведениям правозащитников, 35 часов ее продержали в отделе полиции Таганского района столицы практически без сна, питья и еды. В госпитализации ей отказали, хотя приехавшая скорая помощь настаивала на этом.

«Следователь, ответственный за эти действия, совершил сразу несколько уголовных преступлений – как минимум превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) и оставление в опасности (ст. 125 УК РФ). Он, очевидно, был уверен в своей безнаказанности: в Следственном комитете принято выполнять указания начальства, невзирая на закон. Именно так производился арест Шариной», – объяснили свою позицию правозащитники.

"