Posted 2 ноября 2015,, 21:00

Published 2 ноября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:32

Updated 8 марта, 03:32

Наказание разлукой

Наказание разлукой

2 ноября 2015, 21:00
Уже почти два месяца гражданка Узбекистана Дилафруз Наботова не видела двоих своих детей. Их разлучили в Санкт-Петербурге еще 7 сентября, когда беременную женщину доставили в изолятор для подлежащих выдворению, а ее сына и дочь отправили в приют. После рождения третьего малыша Дилафруз выдворили из страны вместе с ново

Международная Федерация за права человека (FIDH) написала письмо уполномоченному по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлане Агапитовой с просьбой взять на контроль нарушения прав иностранных детей, матерей, беременных женщин, которые ждут выдворения из страны. По сведениям правозащитников, в СУВСИГи (спецучреждения временного содержания иностранных граждан) помещают беременных женщин, матерей разлучают с малолетними детьми, которых впоследствии выдворяют отдельно от родителей.

Еще 7 сентября 2015 года сотрудники ФМС задержали в Санкт-Петербурге гражданку Узбекистана Дилафруз Наботову. С женщиной было двое детей – восьмилетний Сарварбек и семилетняя Махбуба. Дилафруз отправили в СУВСИГ, хотя в тот момент она была на 40-й неделе беременности. Детей у нее забрали и отправили в городской социальный приют «Транзит». С тех пор они не видели друг друга.

Уже 20 сентября Дилафруз Наботова родила сына в роддоме № 16, позже ее вместе с младенцем отправили обратно в СУВСИГ. 15 октября ее выдворили из страны вместе с младенцем. А другие двое детей до сих пор находятся в приюте «Транзит» и ждут, пока оформят все документы, чтобы они могли уехать к маме.

В пресс-службе уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге «НИ» заверили, что омбудсмен обязательно разберется в ситуации, изучив все подробности дела.

По мнению правозащитников, подобная практика нарушает не только российские, но и международные нормы прав человека. В первую очередь, согласно Конвенции ООН о правах ребенка, запрещено разлучать детей с родителями вопреки их желанию и без решения суда. А Кодекс об административных правонарушениях РФ запрещает административно задерживать беременных женщин и матерей детей до 14 лет. Власти, впрочем, считают, что на иностранок эта норма не распространяется. «Это дискриминирует женщин – негражданок РФ и нарушает российскую Конституцию, устанавливающую равные права для граждан и неграждан. Но если все же задержание таких женщин будет признано необходимым, то учреждения, где они содержатся, должны быть устроены по типу реабилитационных центров, где есть условия для совместного нахождения с детьми», – отмечалось в письме FIDH к уполномоченному по правам ребенка в Санкт-Петербурге.

«Семья выдворяемых содержится вместе. Это закон, нужно только его соблюдать, – отметила «НИ» председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина. – Вырывать ребенка из рук матери – чудовищно. И непонятно, для чего это делается. К тому же это огромная нагрузка на госорганы, которые должны взять этих детей и организовать им нормальную жизнь. Ведь абсолютно разумно, чтобы родители сами следили за своими чадами. А для этого во всех СУВСИГах должны быть специальные места для содержания семей с детьми».

На деле же, по данным FIDH, в спецприемниках для мигрантов отсутствуют даже минимальные условия для содержания беременных женщин, детей, рожениц, кормящих матерей с грудными детьми. Там нет ни столовой, ни игровых комнат, не оказывается необходимая медицинская помощь.

«Нельзя сказать, что матерей разлучают с детьми постоянно по всей стране, если они нарушили какие-то правила пребывания в стране. Это не массовое явление, но случаи есть, – отметила «НИ» Светлана Ганнушкина. – Например, 14-летнюю девочку-чеченку отправили в закрытое учреждение, оторвав от матери. Подростка, видите ли, посчитали беспризорником из-за того, что она в булочную одна пошла. Конечно, такого абсурда быть не должно», – добавила «НИ» г-жа Ганнушкина.

В УФМС по Санкт-Петербургу «НИ» заявили, что судьбу мигрантов, подлежащих выдворению, определяют не они: «В соответствии с нормами действующего законодательства решение о помещении иностранного гражданина, нарушившего миграционное законодательство, в СУВСИГ принимает суд», – пояснили в ведомстве.

Остается вспомнить совсем недавний случай, когда принудительное отлучение ребенка от задержанной женщины привело к трагедии. 14 октября в Санкт-Петербурге при неясных обстоятельствах умер пятимесячный Умарали Назаров. Полицейские отняли его у родителей – граждан Таджикистана Зарины Юнусовой и Рустама Назарова, после чего мальчик был доставлен в Центр медицинской и социальной реабилитации детей имени Цимбалина, где и скончался. Случай вызвал большой общественный резонанс; активисты выходили на пикеты с требованием разобраться в ситуации и наказать виновных. В минувшую пятницу стало известно, что внутренняя проверка МВД не установила в действиях полицейских каких-либо нарушений. При этом, по информации членов Совета по правам человека при президенте РФ, полиция действовала согласно инструкции «о выявлении подкинутого или заблудившегося ребенка».

"