Posted 2 ноября 2011,, 20:00

Published 2 ноября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:12

Updated 8 марта, 06:12

Товар лицом

Товар лицом

2 ноября 2011, 20:00
Собеседование – неизбежная и, пожалуй, не самая приятная процедура для любого соискателя, мечтающего устроиться на новое место работы. Как подготовиться к интервью, что надеть и как произвести правильное впечатление на нанимателя – все эти вопросы способны поставить в тупик многих даже самых достойных кандидатов. Как у

Полный сбор данных о потенциальной компании-работодателе, по мнению большинства рекрутеров, – первый и обязательный шаг на пути к любому собеседованию. Дата и история основания фирмы, сфера деятельности и конкурентные преимущества на рынке, базовые представления о персонале организации и происходящих в ней процессах – вот та информация, с помощью которой любой кадровик сможет оценить всю серьезность намерений соискателя и убедиться, что тот заинтересован работать именно здесь. Причем собрать эти сведения гораздо проще, чем это кажется на первый взгляд. Для этого достаточно проштудировать сайт компании, почитать деловую прессу, в которой она, возможно, упоминается, и поискать отзывы в Интернете.

Кстати, последнее для кандидата особенно полезно – такие рецензии позволяют многое узнать о фирме изнутри и окончательно решить для себя, стоит ли штурмовать этого работодателя или лучше переориентироваться на кого-нибудь другого. А чтобы максимально повысить свои шансы на успех, специалист по подбору персонала кадрового центра «ЮНИТИ» Юрий Кондратьев рекомендует, если это позволяют доступные источники, ознакомиться с личностью самого интервьюера. «Как говорится, сколько людей – столько и мнений, – продолжает эксперт. – Также и с собеседованиями: у каждого рекрутера или другого должностного лица, проводящего интервью, свой подход, и если соискатель сможет вписаться в эту модель, его шансы, при прочих равных, заметно возрастут».

Впрочем, вне зависимости от подхода кадровика к манере вести собеседование, производить на него приятное впечатление лучше еще задолго до встречи. Сделать это можно в первую очередь с помощью грамотного составленного резюме и сопроводительного письма. А когда дело дойдет непосредственно до собеседования, стоит еще раз письменно подтвердить свой визит.

Наденьте это немедленно

Поговорку «встречают по одежке» еще никто не отменял, а это значит, что она вполне актуальна и при устройстве на работу, так что, отправляясь к рекрутеру, нелишне внимательно продумать свой образ. «Внешний вид и манера держаться имеют очень большое значение и часто определяют первое впечатление, – предупреждает консультант по подбору персонала компании «АНКОР Рекрутмент» Анна Свергуненко. – Естественно, одежда должна соответствовать той должности, на которую вы претендуете. Строгий деловой костюм уместен не всегда, однако опрятная одежда в деловом стиле, чистые волосы и аккуратные руки обязательно произведут на потенциального работодателя положительное впечатление».

Впрочем, в некоторых случаях излишняя строгость в одежде будет ни к чему. По мнению г-на Кондратьева, послабление может делаться для соискателей IT-должностей и представителей творческих профессий. «Стиль casual вполне допустим для соискателей-студентов низких по статусу должностей, – поясняет специалист. – Кроме того, есть четкое разграничение в одежде при трудоустройстве в западную или международную и отечественную компании. В первом случае это всегда строгий костюм. Во втором – акцент на одежде иногда не делается даже для топовых позиций, но лучше не рисковать и не надеяться, что ваш уникальный и неповторимый стиль обязательно оценят по достоинству».

Не стоит перебарщивать с украшениями и духами – минимальный набор аксессуаров плюс нейтральный еле слышный парфюм считаются оптимальным вариантом для подобной встречи.

Точность – вежливость соискателей

При этом как бы тщательно кандидат ни готовился к интервью и каким бы хорошим специалистом он ни был, полностью и безвозвратно перечеркнуть все его заслуги может одна, казалось бы, несущественная мелочь, а именно опоздание. Разумеется, в реалиях современного мегаполиса рассчитать свое время не так-то просто, и теперь кадровики склонны делать на это скидку, однако о любой задержке необходимо предупредить.

«Если кандидат пришел поздно, при этом не оповестив интервьюера, это является веским поводом задуматься, не будет ли такое повторяться на работе, – утверждает г-н Кондратьев. – На случай возможных изменений обязательно запишите в свой мобильный телефон контактный номер компании или рекрутера, если он его предоставил. Оправдания в виде «не было вашего номера под рукой» выглядят непрофессионально».

Что же касается предметов первой необходимости, то набор потенциального сотрудника должен состоять из личного резюме, дипломов и рекомендаций, а также всевозможных языковых сертификатов и свидетельств о прохождении специализированных тренингов и курсов.

Искусство переговоров

Комфортная обстановка для каждого собеседника – еще одно непременное условие успешного интервью. Поэтому на какую бы высокую должность ни претендовал соискатель, в первую очередь он должен быть естественным. Разумеется, как шутят рекрутеры, это не значит, что кандидату стоит закидывать ноги на стол, даже если он это делает всегда. Однако слишком усердно играть роль ответственного сотрудника тоже нежелательно. Вот почему, как подсказывает г-жа Свергуненко, вежливость и доброжелательность в этом случае лучшая линия поведения.

Соблюдать нейтралитет стоит и в разговорах. «Практически у любого сотрудника, даже с небольшим опытом, есть такие факты из трудовой жизни, о которых он бы хотел умолчать, – рассуждает г-н Кондратьев. – Во-первых, как бы банально это ни звучало, не стоит откровенно ругать и принижать своих предыдущих работодателей. В противном случае может возникнуть мысль, что, распростившись с данной компанией, вы будете и о ней отзываться в таких же негативных тонах. При этом объективные причины ухода лучше назвать: будь то несвоевременная выплата заработной платы или другое серьезное несоблюдение трудовых отношений. Если причина увольнения лежит на уровне личных отношений с коллективом, руководителем, компанией в целом – лучше заранее обдумать свой ответ. Слишком много реальных вариантов может появиться в голове опытного рекрутера – конфликтный, неисполнительный, нелояльный, безответственный, сплетник».

Если же причина поиска нового места работы заключается в желании сменить сферу деятельности, то перед кандидатом стоит непростая задача. Ему необходимо не просто убедить интервьюера в том, что его знания и навыки соответствуют новой должности, но и в том, что потенциальное место работы – это именно та область, где ему действительно хочется развиваться. Как отмечают рекрутеры, если наниматель не обнаружит у претендента должной мотивации, желаемая вакансия ему, скорее всего, не светит.

Устраиваясь на новое место работы, не стоит забывать и о том, что любой менеджер по персоналу – это, как правило, хороший психолог, поэтому все осознанные попытки придать себе больше важности, чем есть на самом деле, и неосознанное стремление принизить себя до уровня стажера, он быстро «раскусит». Чтобы не попасть впросак, лучше придерживаться конкретики, спокойно рассказывая о своих достижениях и не забывая упомянуть, какими путями они были достигнуты.

Ждите ответа

«Мы вам перезвоним», – именно этой ничего не значащей, но при этом многообещающей фразой заканчивается большинство собеседований. Считается, что эти слова чаще всего означают отказ. Однако ректутеры утверждают, что окончательное решение непосредственно после встречи – большая редкость, поэтому по тону или «заключительному слову» нанимателя выводы лучше не делать. Хотя на положительный ответ нередко указывает нестандартная продолжительность и скрупулезность интервью.

В случае если долгожданного звонка, несмотря на истечение указанного срока, все еще нет, вполне допустимо самостоятельно позвонить в компанию и напомнить о себе. А вот звонок или письмо в рамках отпущенного на размышление времени может трактоваться двояко: с одной стороны, это демонстрирует заинтересованность в вакансии, а с другой – незнание делового этикета. «Если последовал отказ, нужно узнать причину, – настаивает г-н Кондратьев. – Иногда это помогает избежать схожих ошибок в будущем, однако, как показывает практика, до 80% озвученных причин не соответствуют реальным, поэтому к любому отказу нужно относиться философски».

Вопрос на миллион

Вопреки надеждам многих соискателей редкое интервью, особенно если речь идет о хорошей вакансии, проходит в теплой и дружеской обстановке. Кадровики, целиком и полностью несущие ответственность за качество работающего в компании персонала, стараются сделать правильный выбор, всячески третируя сидящих перед ними кандидатов каверзными вопросами. «Спокойствие, только спокойствие» – вот, пожалуй, основная рекомендация, которую могут дать рекрутеры тем, кто попал на такое стресс-интервью. По мнению руководителя департамента индустриального рекрутмента компании Antal Russia Евгении Ланичкиной, себя стоит хвалить, но не перехваливать и на вопрос о конкретных достижениях, предварительно подготовившись, стоит сыпать цифрами и фактами, которые всегда производят нужное впечатление. Нередко, желая выяснить у кандидата его степень адаптивности в коллективе, его могут спросить о том, какие рекомендации ему дадут коллеги и бывший начальник. Так что любые проявления неуверенности здесь автоматически пойдут ему в минус. Степень лояльности часто проявляется вопросами, провоцирующими критику бывшего руководства или деятельности компании в целом. И здесь важно помнить, что кадровик – это все-таки не психоаналитик, и вываливать на него все свои прошлые обиды совершенно не обязательно. При этом не стоит и проявлять излишнее рвение, подробно расписывая методы решения той или иной задачи, которая была предложена в качестве тестового задания. Иногда такие проверки устраиваются для того, чтобы посторонний человек свежим взглядом подсказал фирме выход из затруднительной ситуации, а затем, исполнив свою миссию, получил отказ.

"