Posted 2 ноября 2011,, 20:00

Published 2 ноября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:12

Updated 8 марта, 06:12

Журналистика остается в России опасной профессией

2 ноября 2011, 20:00
Журналистика остается в России опасной профессией

С января по октябрь этого года в России были избиты или получили угрозы более 150 журналистов, при этом не было заведено «практически ни одного уголовного дела». С этим заявлением выступил в среду председатель комиссии Общественной палаты РФ по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ Павел Гусев.

Впрочем, по данным Центра экстремальной журналистики (ЦЭЖ) при Союзе журналистов России, количество случаев, когда наши коллеги в той или иной степени страдали за свою профессиональную деятельность, в тот же период 2011 года составляет 319. По сведениям ЦЭЖ, три журналиста погибли, 41 подвергся нападению, 23 были задержаны или арестованы, 163 стали фигурантами судебных процессов. Также в Центре зафиксировали 89 случаев оказания «давления на редакции и журналистов». «Цифра господина Гусева, скорее всего, отражает общее число журналистов, которые подверглись физическому воздействию, даже, например, такому, когда на митинге кому-нибудь камеру разобьют, или же явным и откровенным угрозам, – говорит «НИ» аналитик ЦЭЖ Ирада Гусейнова. – Мы же отслеживаем те случаи, которые связаны исключительно с профессиональной деятельностью».

Буквально на днях Госдума во втором чтении утвердила президентскую поправку в Уголовный кодекс, касающуюся ответственности за избиение журналистов при исполнении ими служебных обязанностей. Предлагается дополнить статью 144 УК РФ положением о наказании за воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста, «соединенное с насилием над журналистом или его близкими, либо с повреждением или уничтожением их имущества, а равно с угрозой применения такого насилия». В случае принятия поправки это преступление будет караться принудительными работами на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до трех лет.

Однако есть и отработанные механизмы воздействия на самих журналистов. «В российском УК существует замечательная 282-я статья, касающаяся экстремизма. Под нее можно подвести действия абсолютно любого человека, тем более журналиста», – напоминает «НИ» руководитель службы мониторинга Фонда защиты гласности Борис Тимошенко.

"