Posted 2 ноября 2003,, 21:00

Published 2 ноября 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:42

Updated 8 марта, 09:42

Закон вычитания

Закон вычитания

2 ноября 2003, 21:00
По итогам Всероссийской переписи населения за последние 13 лет в России исчезло 17 тысяч деревень – шестая часть от общего их числа. Одновременно с этим было закрыто 2 тысячи школ – так утверждают в Министерстве образования. Но, по мнению независимых экспертов, масштабы урона намного больше.

Примеров масса. Вот один из последних. Под угрозой закрытия оказались 143 школы Воронежской области. В деревне Кондрашовка недавно сельский сход с боем отстоял девятилетку, куда записались всего 37 учеников. Точно так же, как писали «Новые Известия», всем миром спасали школу с одной-единственной (!) ученицей в подмосковном селе Никульском.

И все же в столичных кабинетах над подобными историями, которыми впору гордиться, высокомерно посмеиваются: «Это все лирика! Все эти «Школы окнами в поле» и тому подобные патриархально-патриотические цветочки необходимо с корнем вырывать, с той же безжалостностью, с какой чеховский Лопахин вырубил вишневый сад!..» Американский футуролог Иван Иллич, автор нашумевшего труда «Обесшколенное общество», мог бы нами гордиться. Все постиндустриальное – обесшколенное. Потому что школа – это не только сумма знаний, но прежде всего атмосфера, на всю жизнь заряжающая или отравляющая душу.

Одна из газет пишет: «ЕГЭ можно сдавать в автобусе». Другая: «Через 30 лет школа, впрессованная в умную машинку, легко поместится в кармане малыша». Может, и впрямь архаичная модель школы сегодня не нужна? Представим, что в наших квартирах одновременно работают стиральная машина, компьютер, ксерокс, видик, телевизор... И на все голоса поют телефоны. А дети, выпучив глаза, скачут по комнатам, обслуживая этот электронный рай. Вот вам и обесшколенное общество в его полном блеске...

Но, похоже, нам этой утопии не увидать, пока в стране все еще не перевелись тысячи сельских учителей, готовых трудиться в родной школе не просто за копейки, а даром, если понадобится. Странная вещь: они любят детей! Они хотят с ними возиться! И дети это ценят, ибо у большинства из них нет альтернативы повседневного общения, культурной социализации и творчества. И место встречи изменить нельзя…

Новости на тему «Народ кончается!» звучат наперебой со всех сторон. В Мурманской области демографический тайфун смел 10 школ, сообщает местная «Полярная правда». «Сургутская трибуна» прогнозирует: в ближайшие три года школьников в Нижневартовске станет на 10 тыс. меньше. Иначе говоря, отпадет необходимость содержать 12 школ. Весть из Приморья: в поселке Восток под предлогом малочисленности контингента ребятню из разных школ, вопреки протестам, хладнокровно согнали в одну. Причем не просто посадили рядом, а еще и уплотнили. В стране потихоньку возрождается совковая школа-многосменка. Нет аналогов этому уникальному явлению ни в какой другой стране. Иностранцы разводят руками: «Как это – две школы в одной?!»

Примечательно: телерепортажи из Чечни, где возобновляются занятия то в одной, то в другой полуразрушенной школе, в которых сидят за партами по пять-шесть учеников, вызывает у зрителей восторг и умиление, а закрытие таких же, только благоустроенных школ в средней России не вызывают никаких эмоций. Возврат к главной образовательной модели большевизма «В тесноте, да не в обиде» с параллельной тихой приватизацией «лишних» классов начался в Москве, в 90-х годах прошлого века. Согласно некоторым, далеко не полным данным, город потерял под натиском рынка чуть ли не каждое десятое из полутора тысяч школьных зданий, около полутора сотен детских садов и несколько сотен гектаров земли. В наличном исчислении – порядка 13 миллиардов долларов.

«Прихватывали» в основном просторные и добротные корпуса старой, сталинской постройки, – рассказывает корреспонденту «НИ» один из бывших высокопоставленных чиновников столичного департамента образования, пожелавший остаться неизвестным. – На учебных площадях вначале робко, а потом все смелее обживались всевозможные АО, ТОО и ЗАО: швейные, автомобильные, полиграфические. Иные корпуса передавались временно, но без указания срока возврата. Другие с легкостью списывались под предлогом «нецелесообразности восстановления». При этом ни одно, заметьте, ни одно строение не было продано новым владельцам!..»

Опыт столицы свидетельствует: взятые напрокат здания обратно в жилой фонд образования уже не возвраща-ются.

Разбазаривание неприкосновенных золотых педагогических запасов и пространств – беда общенационального масштаба, без деления на город и деревню. Она тянет за собой несчастье куда более сокрушительного и долгосрочного действия: кражу драгоценного времени, отпущенного школе на воспитание детей. Если процесс будет продолжаться нынешними темпами, то страна к 2008 году рискует потерять еще треть учебных помещений. А вместе с ними и школьников, которые окажутся просто на улице, пополнив армию беспризорников.

"