Posted 2 ноября 2003,, 21:00

Published 2 ноября 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:42

Updated 8 марта, 09:42

Неправильная высота

Неправильная высота

2 ноября 2003, 21:00
В ближайшее время московские власти проведут конкурс среди инвесторов на строительство шести небоскребов, возведение которых начнется в следующем году. Общее же количество высоток, построенных в столице за последние годы, уже приближается к двадцати. Небоскребы растут, как грибы, хотя на сегодняшний день в России не су

Высотное домостроение сегодня активно развивается в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове и Новосибирске. Но только российская столица переживает его настоящий бум. Компании как будто решили устроить соревнование под девизом «Кто выше и быстрее». Высотки возводятся в рекордные для такого масштабного строительства сроки. Чего стоит одна городская программа «Новое кольцо Москвы». В соответствии с распоряжением мэра Юрия Лужкова к 2015 году корпорация «Конти» должна построить 60 высотных жилых комплексов. Первая 43-этажная высотка на Давыдковской улице уже готова к сдаче в эксплуатацию. Еще две в работе: 48-этажная в районе Хорошево-Мневники и 50-этажная на Ленинском проспекте. Теперь на очереди – те самые шесть зданий, на финансирование строительства которых сейчас ищут инвесторов. В небоскребах на Новоясеневском проспекте, Дмитровском шоссе, Профсоюзной улице, проезде Серебрякова и на пересечении улиц Перервы и маршала Голованова этажей будет не меньше, чем в первых трех башнях. В «новом кольце» вообще не планируется домов ниже 40 этажей.

Правда, независимые эксперты считают, что строители возводят московские высотки на свой страх и риск. «Существующие в России строительные нормы и правила, так называемые СНиПы, подходят только для возведения зданий, высота которых не превышает 75 метров. Это приблизительно 20–25 этажей, – рассказывает «Новым Известиям» директор независимой экспертной группы «Академстройнаука» Сергей Захаров. – А в Москве сегодня возводят и 30-, и 40-этажные здания, к которым должны предъявляться совершенно другие критерии и требования как на этапе проектирования, так и во время строительства. Но отсутствие правил – только одна проблема. Другая беда в том, что у нас просто нет опыта проектирования зданий выше 40 этажей и возведения современных небоскребов».

Архитекторам, берущимся за проекты высоток, приходится домысливать и додумывать самим, подбирать и рассчитывать параметры опытным путем. Готовые СНиП для панельных или монолитных домов, в которых учтено все, вплоть до диаметра водопроводной трубы, здесь не подходят. В результате таких самостоятельных расчетов у жильцов верхних этажей потом, к примеру, не работает канализация. Из-за отсутствия правил строительства практически невозможно проконтролировать его качество.

«Действительно, сегодняшние нормы и правила предусматривают строительство зданий не выше 25 этажей, – комментирует «НИ» первый заместитель председателя Госстроя РФ, курирующий вопросы градостроительства и архитектуры, Пшимаф Шевацуков. – Для более высоких домов в каждом случае принимается отдельное техническое обоснование с учетом геологических особенностей грунта, фундаментных работ, так называемых ветровых нагрузок, по укреплению сейсмической зоны плюс конструктивные решения. Отдельно рассматриваются и вопросы обеспечения водой, электроэнергией, а также вопросы безопасности людей, живущих в высотках, их спасения, например, в случае пожара. Разрешение на строительство небоскреба выдает Госстрой России. Во всех городах, где сегодня ведется высотное домостроение, местные органы градостроительства и архитектуры обязаны предоставлять на согласование в наше ведомство полный комплект документации по каждому проекту. Расчеты проводят специалисты научно-исследовательских институтов Госстроя. Только после многочисленных согласований может быть получен положительный ответ. Но речь не идет о массовом строительстве небоскребов и массовой же выдаче разрешений. Для этого необходимо принять отдельный закон о СНиПах для высоток. Замечу, что отрицательные заключения по проектам высоток бывают довольно часто».

С учетом всего этого вырисовывается крайне неблагоприятная, если можно так сказать, перспектива. Как утверждают независимые эксперты, уже через несколько лет после завершения строительства некоторые столичные небоскребы могут начать «заваливаться». Для подобных пессимистических выводов существуют серьезные причины.

Одна из главных и чисто российских причин – любовь наших строительных компаний к гастарбайтерам из ближнего зарубежья. Их дешевый неквалифицированный труд в будущем обязательно выйдет боком. «Рядовые строители часто даже не имеют представления о том, как строится многоэтажный дом, – рассказали «НИ» в строительном управлении концерна «КРОСТ». – Технологические нарушения и брак в их работе допускаются из-за элементарного незнания. А выявить все нарушения невозможно – правила-то отсутствуют».

Только в самых крупных компаниях, развивающих высотное домостроение, понимают, что экономить на рабсиле не стоит, и привлекают зарубежных строителей, например, из Южной Европы. Но площадки, на которых трудятся «иностранные специалисты», можно по пальцам пересчитать. Как и организации, обладающие хорошей техникой для высотного строительства, например, специальными кранами. В США, где этот процесс максимально индустриализирован, многие элементы зданий делаются на заводах, а на месте небоскребы просто собираются, как конструкторы.

По мнению экспертов «НИ», серьезным фактором, осложняющим строительство высоток в Москве и, что самое главное, их дальнейшую эксплуатацию, могут стать геологические особенности региона. Дело в том, что Белокаменная расположена на карстовых и рыхлых, осадочных породах, в основном известняках. А тот же Нью-Йорк, с которым в последнее время часто сравнивают нашу столицу, – на твердом щите, обеспечивающем крепкий «фундамент» для небоскребов. Наиболее неблагоприятная геообстановка для высоток – в районе Октябрьского поля и Хорошевского шоссе. Специалисты Госстроя уже пришли к выводу, что для московских условий предпочтительнее железобетонные конструкции, которые гораздо прочнее металлических. Последние, как правило, используют для возведения офисных центров. В столице же пока преобладает смешанное строительство: здания предназначены и для офисов, и для проживания.

Впрочем, у «высотной» проблемы есть и другие аспекты. Один из них – архитектурно-культурный. Как считают ученые, современные здания-гиганты нарушают исторический облик Москвы.

«Они закрывают всю панораму центра города, – говорит заместитель председателя Федерального научно-методического совета по охране культурного наследия Алексей Комеч. – Прекрасного вида на малоэтажную застройку Замоскворечья, открывавшегося от Кремля, уже нет. Новый жилой дом закрыл вид на Петровский монастырь с Трубной площади. К сожалению, у нас нет специального закона об охране исторических видов. А во многих странах подобные законодательные акты действуют более 100 лет. В европейских столицах власти стараются превратить исторический центр в жилой квартал с малоэтажной застройкой. Именно такая градостроительная политика ведется в Париже и Амстердаме».

Московские власти, судя по всему, еще не определились с градостроительной стратегией. Если верить тому, что прописано в уже упоминавшейся программе «Новое кольцо Москвы», пространство города будет формироваться по принципу кратера: небоскребы вырастут на периферии, а в историческом центре сохранится малоэтажная застройка. Но дела, как часто бывает, расходятся со словами. Судя по всему, высотки скоро появятся и в пределах Садового кольца. Так, в конце сентября было принято решение о возведении 35-этажного офисно-жилого комплекса не где-нибудь, а на пустыре между Долгоруковской и Краснопролетарской улицами – фактически на Садовом кольце. Здание высотой в 120 метров, которое из-за архитектурных особенностей уже окрестили «домом-парусом», планируется построить в 2005 году.

В начале октября для контроля над строительством небоскребов в Москве Госстрой и столичные власти создали специальную комиссию. Эта комиссия, как сказал «НИ» первый заместитель председателя Госстроя Пшимаф Шевацуков, будет заниматься выработкой всей нормативно-технической базы для высоток и порядка лицензирования строительных и проектных организаций, которые могли бы их строить.

Однако независимые эксперты полагают, что быстро решить проблему небоскребов не получится. Дело в том, что любые СНиПы требуют длительных испытаний. Говоря по-другому, прежде чем начинать массовое высотное строительство, необходимо было разработать соответствующие нормы и правила, построить, руководствуясь ими, хотя бы одно здание и изучать, как оно стоит на грунте, как ведет себя фундамент, как работают внутренние коммуникации и многое другое. А это дело не одного месяца и даже не одного года. У нас пошли другим путем. Куда он выведет – покажет время.



"