Posted 2 октября 2011,, 20:00

Published 2 октября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:04

Updated 8 марта, 06:04

Штрафная камера

Штрафная камера

2 октября 2011, 20:00
Три года система видеофиксации нарушений ПДД существовала в столице в тестовом режиме, и штрафы водители не оплачивали. К концу года в Москве будет 150 камер, треть из которых окажутся на полосах, выделенных для общественного транспорта. При этом устанавливать предупреждающие знаки дорожная полиция не собирается. Экспе

Камеры на московских дорогах появились в 2008 году. Но если раньше они только фиксировали нарушения, то с 1 октября 2011 года водителей заставят платить штрафы. Квитанции на оплату будут доставляться по почте. По словам заммэра Москвы по вопросам транспорта Николая Лямова, в начале 2011 года в городе было всего три системы видеофиксации, к концу же будет 150.

Столица перешла на видеоконтроль отнюдь не первой из российских регионов. Например, в Подмосковье он существует уже три года. «Введению такой системы в Москве активно сопротивлялись те, кто ездит с мигалками, «крякалками», удостоверениями, –рассказал «НИ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин – Сопротивление было огромное». Победило, по словам эксперта, не стремление к равноправию на дорогах, а «финансовый интерес». «Инспектор ДПС за смену может оштрафовать 10 человек на тысячу рублей и соберет 10 тысяч рублей. А камера может зафиксировать тысячу нарушений», – пояснил Виктор Травин.

Чиновники уже подсчитали, насколько пополнится московский бюджет за счет автомобилистов-нарушителей. По словам Николая Лямова, только те, кто выезжает на полосу, выделенную для общественного транспорта, будут ежедневно платить 2,5 млн. рублей. Дорожная полиция Москвы не планирует устанавливать перед камерами предупреждающие знаки, хотя такая практика существует в большинстве европейских стран. По словам экспертов, предупредительные знаки ничуть не хуже справляются с задачей профилактики нарушений, чем сами камеры, отказ же от них свидетельствует о том, что такой задачи чиновники не ставят. Сейчас информацию обо всех камерах на московских дорогах можно найти в свободном доступе в Интернете. «Список составить нетрудно, – рассказал «НИ» председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – Активисты могут выполнить эту задачу за два дня. Но это мало что дает, потому что люди забывают о камерах, когда едут».

Эксперты уверены, что чиновники с мигалками платить штрафы по-прежнему не будут. Виктор Травин считает, что в столице появится новая специальность – сортировать уведомления о штрафах перед их отправкой. «Будут составляться «белые» списки депутатов, прокуроров, сотрудников полиции, – предполагает собеседник «НИ». – А потом и их любовниц, охранников, массажистов».

Эксперты считают, что московские автомобилисты продолжат игнорировать многие правила, несмотря на видеоконтроль. «Если среднестатистический водитель проедет с юго-запада на северо-восток и попадет под три десятка камер, он получит десяток «писем счастья», – отметил в беседе с «НИ» Виктор Травин. – Если соблюдать абсолютно все правила, Москва окончательно встанет в пробках». Вместо этого, по мнению эксперта, автомобилисты будут искать способы ухода от штрафов. «Штраф оплачивает не тот, кто нарушил правило, а владелец автомобиля, – привел он «НИ» пример. – Если оформить машину на свою бабушку, у которой доход 2,5 тысячи, то штраф в три тысячи судебные приставы с нее взять не смогут».

Особое возмущение автовладельцев вызовут штрафы за выезд на полосы, выделенные для общественного транспорта, общая протяженность которых в 2012 году составит 170 км. Именно на этих полосах, по словам Николая Лямова, будет установлена треть всех камер. Если сегодня штраф за выезд на «выделенку» составляет 300 рублей, то с 1 июля 2012 года он повысится до трех тыс. Сейчас московские автовладельцы правило не выезжать на выделенные полосы практически не соблюдают. Координатор Федерации автовладельцев России Андрей Орел считает, что они будут делать это и дальше. «Дело не в штрафах, дело в несправедливости, – пояснил он «НИ». – Шоссе и так узкое, а людей еще больше ограничивают». Андрей Орел предположил, что многие предпочтут заклеить номера и заплатить небольшой штраф, чем не выезжать на «выделенку».

Между тем карманы автомобилистов становятся источником наживы и для посредников. Например, нижняя граница комиссии при оплате штрафов ГИБДД в Сбербанке составляла 30 рублей. В июле 2011 года тринадцатый арбитражный апелляционный суд Санкт-Петербурга уже счел это нарушением антимонопольного законодательства и обязал Сбербанк перечислить в федеральный бюджет 227 тыс. рублей.

"