Posted 2 сентября 2010,, 20:00

Published 2 сентября 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:54

Updated 8 марта, 06:54

Цены вышли из смога

Цены вышли из смога

2 сентября 2010, 20:00
Август перевернул планы и правительства, и простых потребителей. Вместо традиционного снижения цен на продукты мы все на этот раз получили их рост, и весьма существенный – на 6,3%. На месяц раньше стали резко дорожать свежие овощи, а ажиотаж на продовольственном рынке сказался на стоимости товаров, которые принято счит

Сезонный фактор. Мы ждем его и любим, уповаем на него и надеемся. И он, надо признать, нас редко подводит. И в прошлом, и в позапрошлом году общий ценовой фон в Москве в конце лета заметно снижался. В 2008 году средняя стоимость продовольственной корзины «НИ», в которую наши журналисты аккуратно, месяц за месяцем, укладывают продукты 23 наименований уже 3,5 года, упала в августе на 4%, в 2009-м – на 5%. В 2007-м картина была не характерной, но и год был особенный: тогда, напомним, до конца мая действовала «добровольная» заморозка цен на социально значимую еду. А когда она закончилась, по всей цепочке производства и реализации продовольствия начался увлекательнейший процесс наверстывания упущенного, который привел к тому, что даже в щедром, урожайном августе наш набор подорожал на 2,3%.

Особенность нынешнего лета проявилась в еще большей степени. Начавшийся еще в июле ажиотаж на продовольственном рынке стал причиной того, что корзина «НИ» за последний месяц прибавила в цене сразу 6,3%. Такой «подъем переворотом» характерен скорее для конца года, когда инфляция, особенно продуктовая, у нас традиционно разгоняется. Или бывает в начале весны, когда овощи и фрукты в ожидании нового урожая начинают немилосердно бить по кошелькам потребителей. В только что закончившемся августе формально лидерами ценовой гонки тоже стали свежие огурцы и помидоры, прибавившие в цене соответственно 37 и 20%. Но это не удивляет и, откровенно говоря, даже сильно не тревожит. Во-первых, такое уже бывало, во-вторых, не овощи, увы, лежат в основе меню большинства московских семей.

Беспокоит то, что резко дорожают продукты, которые в нашем рационе питания воспринимаются как обязательные. Батон «Нарезной», едва ли не самый популярный в столице белый хлеб, подскочил в цене за август на 13%. Если добавить 5%, которые он уже «нарезал» в июле, получится 18% всего за два месяца. Рис «прибавил» 8%, это в среднем, а на Преображенском рынке он стал дороже в 1,5 раза. Сахарный песок – плюс 20%, хотя, как уверяют специалисты, запасов еще достаточно, а новый урожай еще и не начинали перерабатывать. Колбаса «Докторская» «поднялась» на 12%, растительное масло – на 11%, молоко – на 17%. Свой вклад в общее дело разгона цен внесли в разной степени все пять наблюдаемых «НИ» торговых точек, но особенно отличился упомянутый уже рынок, где наша корзина подорожала за месяц на 14,3%. При этом отдельные продукты там отметились «достижениями», близкими к рекордным: бананы – плюс 50% к июльской цене, рис – плюс 57%, помидоры – плюс 71%, макароны – плюс 81%, огурцы – плюс 100%.

В итоге ставшая привычной летняя картина оказалась полностью перевернутой. Если в предыдущие два года продуктовый набор за июнь–август стабильно становился дешевле почти на 10% (точнее – на 9,4%), то на этот раз он за те же три месяца подорожал на 4,3%. С одной стороны, не так уж и много, однако с другой – сменился вектор, а это очень важно и тревожно. По словам экспертов продовольственного рынка, на нем сейчас царит ажиотаж, чаще всего спровоцированный искусственно. Экономических объяснений происходящему они не находят – последствия засухи объективно еще не должны были сказаться, это дело времени, пусть и не очень далекого. Например, по тому же молоку, которое сейчас оказалось в центре внимания, дефицит, по прогнозам специалистов, если и будет, то не превысит 2%. И не сейчас, а до конца года. Но мы ведь привыкли, что торговля, когда дело касается повышения цен, действует с упреждением, так что удивляться тут нечему.

Если говорить о перспективах начавшегося месяца, то они, скорее всего, увы, безрадостны. Сентябрь никогда в обозримом прошлом не щадил московских потребителей. В 2007 году корзина «НИ» подорожала в начале осени на 7,9%, в 2008-м – на 10%, в 2009-м – на 3%. Как правило, виноватыми в этом оказываются свежие овощи, которые после летних распродаж снова становятся «в цене». Однако на этот раз дело, как уже было сказано, не только в огурцах и помидорах. По пессимистическому сценарию, который многие эксперты считают вполне реальным, продовольственный рынок будет лихорадить до начала следующего года. А когда он нездоров, страдает потребитель. Да и Минэкономразвития не зря пересматривает прогноз по инфляции до января в сторону ее увеличения. Так что будем считать удачей, если хотя бы темпы роста цен за сентябрь не повысятся.

"