Posted 2 сентября 2007,, 20:00

Published 2 сентября 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:36

Updated 8 марта, 08:36

Игорь Лифанов

Игорь Лифанов

2 сентября 2007, 20:00
Коллеги в шутку называют Игоря «заслуженным киллером России», так много сыграно им бандитов и убийц. Сейчас актер снимается в боевике «Волки» Самвела Гаспарова, где тоже играет киллера. «Волки» – это история о настоящих мужчинах. А какой разговор о настоящих мужчинах без Лифанова? Такой обязательно защитит любимую женщ

– Игорь, признайтесь, вам себя жалко?

– (Немного подумав). Нет, нельзя себя жалеть. Я же дядька. Ну, то, что получил – неудачно. Я сам виноват – подставился. Зато меня все сотрудники съемочной группы «спасали», лед прикладывали. Все переживали: что же у меня с лицом будет? Ну да тут ничего не поделаешь, профессия такая. Нелегко достается актерский хлеб… Я двое суток не спал. Только утром приехал из Киева, где снимаюсь в сериале по роману «Красное и черное» Стендаля. Двадцать часов работы подряд. Видимо, организм уже сам расслабляться начал.

– Тяжело жить в таком графике?

– Кому-то, может, и тяжело, а я люблю тяготы: недосыпы, перелеты, переезды. Зато эффект, как после спортзала. Вот меня стукнули, а у меня такой кайф! Смотрю на себя со стороны: ходит дядька с синяком в пол-лица. Мне нравится (смеется). Это моя жизнь. Как она может мне не нравиться?! Устал, конечно. Но кайф.

– Что тяжелее в боевых сценах – ставить синяки или получать их?

– Тяжелее – другое. Сейчас я откусывал ухо одному «нехорошему человеку» (снималась сцена, где герой Лифанова, попав в тюрьму, устраивает разборки с «местными» авторитетами по камере. – Авт.). Ухо – это был муляж – должно было остаться у меня во рту после очередной потасовки. В момент «откусывания» я еще обязан помнить о том, чтобы не вывалиться из кадра, сыграть настоящую злость и ухо вовремя выплюнуть. Это все надо совместить. Сложно. Но в этом и заключается профессия. А бой – неважно, кто бьет, ты или тебя. Это всего лишь трюк. Ничего больше.

– То есть тут важнее актерские данные, чем спортивная подготовка?

– Я, например, никогда в жизни не занимался восточными единоборствами. Но мне было очень приятно, когда ко мне на съемках «Волков» подходили ребята-каскадеры со словами: «О, ты, наверное, занимался…» Получается, я обманул всех. Все думают, что я мачо такой. Но мне приятно. Однажды Динамит (Владимир Турчинский) сказал мне фразу, одновременно и приятную, и обидную: «Я не знаю, какой ты мужик. Но если ты заставляешь полстраны верить в то, что ты крутой, – это тоже своего рода заслуга».

– Не обидно, что режиссеры видят вас в основном в не слишком положительных ролях?

– Обидно. Но сейчас, к сожалению, мало снимают кино про «светлое и хорошее». Комедию, например, тяжело снимать. Не над чем смеяться. Сами живем, как в пародии. Но я все-таки оттягиваюсь в театре. У меня там почти все роли комедийные.

– В «Волках» вы играете наемного убийцу. Какой он, ваш герой?

– Затравленный. Недаром картина «Волки» называется. Он еще в Робин Гуда играет. Такую я ему черту попытался придать. Но в целом он – козел. Я так ненавижу убийц и прочих гадов! Ненавижу, а вот приходится их играть. Но я стараюсь жестко играть, убедительно. И не собираюсь оправдывать своих персонажей только потому, что нас так учили в театральном институте: любого своего героя надо любить. Я не согласен! Если любить не за что, зачем я буду выдавливать из себя светлые чувства? Пусть люди знают, что в мире есть и такие сволочи. Нет, я, конечно, сделаю так, чтобы его, может быть, кому-то стало жалко. Кто-то всплакнет, кто-то влюбится. Это я все сделаю. Но я его любить не собираюсь.

– Обычно актеры, начиная работать над новой ролью, в первую очередь ищут, чем похож герой на них самих. Вы тоже так делаете?

– Я всегда на этот вопрос отвечаю одинаково. Все мои персонажи – это я. Откуда мне брать характеры? С Луны что ли? Это я в той или иной ситуации. Допустим, если б я пошел «неверной» дорогой и стал наемным убийцей – тем более что довелось пожить в такое сложное, что уж там скрывать, бандитское время. Если бы стал милиционером, то был бы другим. Все это вранье, что актер подсматривает характеры, например, в метро. Случается, но это так, нюансы. А остальное все берешь с себя и лепишь. Две руки, две ноги, голова – вот он мой пластилин.

– В некоторых фильмах вам приходится «пускать слезу» в кадре. Трудно настоящему мужчине заплакать?

– А я не знаю, настоящий я или не настоящий (улыбается). Может, я только рожи и умею корчить? Что такое настоящий мужчина? Это который деньги в дом приносит? Или который умеет драться в подъезде? Мужчина – это поступки прежде всего. А плакать можно. Я вот и голым тут недавно снялся. Правда, в другом проекте. Мне плевать. Мне кажется, ради театра и кино можно сделать все, что угодно. Это не я, не Лифанов – на сцене или в кадре. А кто-то другой – герой, персонаж. Поэтому мне-то чего стесняться?

– А в жизни вы экстремальный человек?

– Ну, не знаю. По городу я езжу скромно – 100–120 километров в час. А на загородной трассе могу разогнаться до двухсот. Для меня машина – и роскошь, и средство передвижения. Я заставляю себя быть экстремальным, чтобы форму не терять. Например, моя жена очень боится высоты. А я ей говорю: наоборот, надо с «тарзанки» прыгнуть, и страх сам уйдет. Она пока не хочет. А я вот только так все свои страхи убираю.

– В детстве чего больше всего боялись?

– Моя родная тетя была на семь лет старше меня. И она меня мучила. Набрасывала мне на голову одеяло, а потом сверху прыгала сама. Как же я орал! Вот и сейчас, если меня положить в гроб на две минуты, чтобы я не мог двигаться, я, наверное, сойду с ума. Фобия такая. Хотя сейчас этот страх видоизменился. Я должен жить в движении, обязан контролировать свою жизнь. На все прочие страхи мне плевать. Хотя если даже не плевать, я вам никогда не скажу, чего боюсь (смеется). Наоборот, скажу: не боюсь! В детстве я часто лежал в больнице с воспалением легких, по утрам ходил на процедуры, на капельницу. Завидев меня, медсестры радовались. Говорили: «Ну, наконец-то, Лифанов пришел. Уж он-то не будет ни орать, ни кричать, ни плакать». Думаете, мне было не страшно? Но я уже тогда был артистом. Мне этих похвал было достаточно, чтобы не бояться. Когда меня хвалят, я на многое способен. Вот я и не плакал, а смеялся, когда мне ставили капельницу.

– Вы – открытый человек?

– Не знаю. Помните, в романе «Пелагея» Бориса Акунина есть такой герой в доме сумасшедших – Артист, который потерял свое «я»? Он какую книжку ни прочтет, тем персонажем становится в жизни. Мне кажется, многие артисты по-настоящему так живут. И я в том числе. Не думаю, что актер может открыть себя кому-то. Но не потому, что скрытен. Просто он сам не знает, кто он на самом деле. Он сам себя дурит. Вот мне 40 лет. Я так и не понял, какой я человек. Да, может, и не надо?!

– Вы видите себя в какой-нибудь другой профессии?

– Нет. Я бы, наверное, всю жизнь был очень грустным, несчастливым, человеком. Тоска в глазах была бы. А сейчас глаза сияют.

– То есть профессия, по-вашему, дает счастье?

– Да. Если ты угадаешь с профессией, то можно работать в удовольствие, не напрягаясь. И все будет получаться само собой. А если ты занимаешься не своим делом, это самое большое горе. У вас еще много вопросов? А то я спать хочу.

– Тогда последний вопрос, на летнюю тему. Как у вас с отдыхом?

– Пока отдохнуть не удается. Вот завтра опять ехать в Киев. Все лето в разъездах: Украина – Москва. А вообще идеальный отпуск для меня – дней десять пожить в хорошем отеле. Плавать в бассейне с любимой девушкой. Лениво подплывать к бару, брать бокал вина и медленно смаковать вкусный напиток, не вылезая из воды. Примерно вот так. J

ИЗБРАННАЯ ФИЛЬМОГРАФИЯ

МЕЧЕНЫЕ (1991)
УЛИЦЫ РАЗБИТЫХ ФОНАРЕЙ (СЕРИАЛ) (1998)
БАРАК (1999)
БАНДИТСКИЙ ПЕТЕРБУРГ (СЕРИАЛ) (2000)
ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ЦВЕТОВ РАДУГИ (2000)
КЛЮЧИ ОТ СМЕРТИ (СЕРИАЛ) (2001)
РОМАНОВЫ – ВЕНЦЕНОСНАЯ СЕМЬЯ (2001)
РУССКИЙ СПЕЦНАЗ (СЕРИАЛ) (2002)
ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД (СЕРИАЛ) (2002)
СПЕЦНАЗ (СЕРИАЛ) (2002)
РУССКИЙ СПЕЦНАЗ-2 (СЕРИАЛ) (2003)
ЕГЕРЬ (2003)
НОЧНОЙ ДОЗОР (2003)
ЗВЕЗДОЧЕТ (СЕРИАЛ) (2004)
ПОТЕРЯВШИЕ СОЛНЦЕ (СЕРИАЛ) (2004)
ОХОТА НА ИЗЮБРЯ (СЕРИАЛ) (2005)
ДНЕВНОЙ ДОЗОР (2005)
ПРОРЫВ (2006)


ИЗ ДОСЬЕ

Родился на Украине в городе Николаеве. Актером мечтал стать с детства. Однако после школы пошел служить во флот на три года. Лишь пройдя «школу жизни», отправился сдавать экзамены в Щепкинское театральное училище. При поступлении народный артист СССР Виктор Коршунов, который тогда набирал курс, поинтересовался: «Игорь, а какие у вас оценки в школьном аттестате?» «Тройки, а че?» – ответил Лифанов. И не поступил. Дома отец его успокоил: «Не беда. В Ленинграде точно поступишь». И действительно, Игорь без труда поступил в ЛГИТМИК. Лифанов больше 10 лет проработал в питерском БДТ им. Г. А. Товстоногова. Но когда работа в кино стала отнимать слишком много времени, из театра пришлось уйти. Кулинарные пристрастия: Игорь обожает баклажаны и свинину в любом виде.

"