Posted 2 сентября 2007,, 20:00

Published 2 сентября 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:36

Updated 8 марта, 08:36

Выборг зрителей

Выборг зрителей

2 сентября 2007, 20:00
Парад летних кинофестивалей в России, начинающийся с июньского «Кинотавра», традиционно завершает смотр российского кино «Окно в Европу», который проходит в середине августа в Выборге. В этом году кинофорум был юбилейным и прошел в 15-й раз. Девиз фестиваля – «Российское кино – прогноз на завтра» – в какой-то мере отра

ДОЛГАЯ ДОРОГА К МОРЮ

Самым долгожданным (в прямом смысле этого слова) фильмом нынешнего фестиваля стала картина Павла Чухрая «Русская игра». Показ «Игры» был запланирован на 18.30, но в итоге сеанс начался лишь около половины десятого вечера. Все дело в том, что Павел Григорьевич вместе с копией своего фильма ехал в Выборг на следующий день после взрыва на железной дороге Москва – Санкт-Петербург, поезд шел по запасному пути, поэтому вместо обычных восьми часов путь занял сутки. В этом же поезде ехали и другие участники фестиваля – съемочные группы фильмов «Железная дорога», «Разметка», «Человек-ветер».

Находящиеся в Выборге деятели киноискусств очень волновались за своих коллег, так мучительно долго добирающихся на фестиваль. Сергей Маковецкий звонил по мобильному Павлу Чухраю. Режиссер рассказывал, что едут они медленно, часто останавливаются, а дорогу им скрашивает текила. Впрочем, и в Выборге в этот день тоже было неспокойно – в гостинице «Дружба», где жили гости фестиваля, до поздней ночи выключили свет. Поэтому тем, кто жил, к примеру, на пятом этаже, как Лидия Федосеева-Шукшина, приходилось добираться до своего номера буквально на ощупь по темной лестнице.

В девять вечера около кинотеатра собралась внушительная толпа, ожидавшая Павла Чухрая с его картиной. Когда машина наконец подъехала и из нее вышел режиссер, обрадованные зрители только лишь не запели: «К нам приехал, к нам приехал Павел Григорьевич дорогой». Во всяком случае, встретили Чухрая очень тепло.



СВОБОДНОЕ ПЛАВАНИЕ

Программа фестиваля была невероятно насыщенной, но даже часы досуга некоторым гостям и участникам удавалось провести не без пользы. Например, член жюри режиссер Николай Лебедев («Змеиный источник», «Звезда», «Волкодав») каждое утро совершал пробежки по берегу Финского залива. И после этого со свежими силами шел на работу – смотреть и оценивать кино. Огромной популярностью пользовался магазин «Лен», где с радостью отоваривались фестивальщики. Множество льняных вещей, к примеру, приобрела там Ольга Будина.

Станислав Говорухин взял с собой на фестиваль неинтересную книгу, поэтому решил здесь купить себе чего-нибудь почитать. «Я проехал весь Выборг, нашел единственный книжный магазин, где было всего три книжки русских писателей, – пожаловался журналу «Pro Кино» мэтр отечественной режиссуры. – Горький, «Несвоевременные мысли», которую я купил, Платонов и что-то еще. Там было около 300 книг, и среди них всего три книжки наших авторов. Вот такая катастрофа». Станислав Сергеевич частенько сиживал в кафе на веранде гостиницы. Иногда с коллегами-режиссерами, иногда в компании хорошеньких девушек.

Зато у Виктора Сухорукова не было ни одной свободной минутки. Актер был ведущим «Дневников фестиваля», которые ежедневно выходили на телеканале «Россия».



СПЕЦСОБЫТИЯ И ЮБИЛЕИ

Один из фестивальных дней озарила своим присутствием Рената Литвинова. Она приехала в Выборг представить свой новый фильм с оригинальным названием «Зеленый театр в Земфире». Опоздала на пресс-конференцию на полчаса (не по своей вине, ее просто долго везли из Санкт-Петербурга), в течение которых журналисты томились и злились, но как только вошла Литвинова в красном платье и мило улыбнулась прессе, аудитория, попавшая под очарование кинодивы, тут же успокоилась. Рената дебютировала в жанре фильм-концерт, сняв июньское выступление Земфиры в Зеленом театре. «С Земфирой работать – это чудо какое-то, она потрясающе сильная личность, – призналась режиссер. – Земфира – выдающаяся певица».

На фестивале были отмечены юбилеи трех фильмов – 10-летие «Брата» Алексея Балабанова, 15-летие картины Петра Тодоровского «Анкор, еще анкор!» и 20-летие ленты Светланы Дружининой «Гардемарины, вперед!». Самым интересным оказался вечер старшеньких «гардемаринов». Режиссировала его сама Светлана Дружинина. Причем делала она абсолютно все, даже двигала «Мерседес», стоявшй на дороге перед кинотеатром и мешавший шествию гардемаринов. На один день смог выбраться в Выборг и главный «гардемарин» Дмитрий Харатьян. Ожиданий актер не обманул и, разумеется, спел песню «Не вешать нос, гардемарины!».



ПРИЗЕРЫ БЕЗ СЮРПРИЗОВ

Главный приз фестиваля «Золотую ладью» получил фильм «Русская игра» Павла Чухрая. Это экранизация пьесы Н. В. Гоголя «Игроки» со знакомыми и любимыми актерами в главных ролях (Сергей Маковецкий, Сергей Гармаш, Андрей Мерзликин). Экранизация несколько вольная: одного из гоголевских героев – шулера Ихорева – режиссер превратил в итальянца. «Наши бесконечные комплексы по поводу заграницы выглядят драматично и смешно, – сказал Павел Чухрай. – У нас все время идут с ней провинциальные счеты, а у иностранцев же совсем иной взгляд на Россию – матрешки, медведи, цыгане. И эти профессионалы-шулеры обманули итальянца не потому, что были умнее, – они купили его на заблуждении относительно России».

Откровенно говоря, распределение призов на нынешнем фестивале не стало неожиданностью. То, что профессиональное жюри под председательством кинокритика Кирилла Разлогова предпочтет крепкую картину Павла Чухрая, сомнений не вызывало (правда, как признался Кирилл Разлогов, в достоинствах этой картины его долго убеждала коллега по жюри актриса Инга Стрелкова-Оболдина). Также сюрпризом не стало и то, что большое зрительское жюри первое место отдало непритязательному, но смешному фильму Станислава Говорухина «Артистка». А жюри профессиональное отметило Евгению Добровольскую за главную роль в этой картине. Из актеров-мужчин на сей раз фестивальной награды был удостоен Сергей Маковецкий. Он получил приз имени Станислава и Андрея Ростоцких с формулировкой «за филигранное мастерство».

Ну, а эстеты-кинокритики отдали свою награду запутанной и неровной, но тем не менее не лишенной любопытных моментов картине Алексея Федорченко «Железная дорога». Кстати, в одном из эпизодов этого фильма снялся кинообозреватель газеты «Новые Известия» Виктор Матизен.

Подводя итоги «Окна в Европу-2007», можно, пожалуй, сделать главный вывод – отечественный кинематограф уверенно идет навстречу зрителю. Арт-хаус, авторское кино, в конкурсной программе практически отсутствовали. Впрочем, не секрет, что Тарковские появляются на кинонебосклоне нечасто, а киноиндустрия должна жить и развиваться.

"