Posted 3 августа 2018,, 15:30

Published 3 августа 2018,, 15:30

Modified 7 марта, 16:34

Updated 7 марта, 16:34

Вопрос дня: чей герой Илья Муромец – русский или украинский?

Вопрос дня: чей герой Илья Муромец – русский или украинский?

3 августа 2018, 15:30
По некоторым историческим фактам этот герой вообще может оказаться угро-финского происхождения

Сергей Баймухаметов, историк, публицист

Впрочем, не стоит зарекаться. При наших «талантах» может возникнуть что-нибудь и похлеще. А пока что обсуждается выступление киевского мэра Виталия Кличко при открытии памятника Илье Муромцу:

«Илья Муромец родился под Черниговом, служил в дружине князя Владимира, защищал город Киев, похоронен в Киево-Печерской Лавре. Это наш богатырь, это наша история, которую у нас пытаются украсть».

Дорогой современный богатырь-боксер Виталий Кличко! Никто не «пытается украсть» Илью Муромца. Фольклор своеволен, даже нашим президентам неподвластен (такого не может быть?), в нем сам черт ногу сломит, если попытается разобраться. Конечно, «миф – осколок древней правды». Но все же – лишь осколок. Кто и как пел и перепевал те былины, кто и как записал то или иное сказание, кто и как переписал, подредактировал… и пошло-поехало…Тем более, когда история так сложно складывалась. Никто ж не «виноват», что в былинные времена жители Киева и Чернигова назывались «русскими», а жители Владимира и Мурома - «владимирцами» и «мурома». А теперь те «русские» - «украинцы», а «владимирцы-муромцы» – «русские». Конечно, можно назвать Илью «русско-украинским богатырем», но это будет как-то совсем уж глуповато.

По самым древним сказаниям он - Муравленин, Моровлина или Муровец из города Морова в Черниговском княжестве. В тех же краях есть село Девятидубье, связанное с легендами о Соловье-разбойнике. Оттуда идет и «дорога прямоезжая» в Киев.

А от северного Мурома до Киева и сейчас-то добраться сложно.

С веками, с продвижением киевских князей в междуречье Волги и Оки и далее, с переходом Южной Руси на письменную культуру, былины отодвигались, уходили на крестьянский север. Тогда-тои "приписали" Илью к селу Карачарову и городу Мурому. В некоторых более древних, "южных" былинах он называется то "боярским", то "царским" сыном. Здесь же, на севере, прочно и навсегда стал народным, «крестьянским» сыном.

Четверть века назад я был в Карачарове, в доме Гущиных, которые по местному чуть ли не официальному статусу являются потомками Ильи. Один из их предков обладал такой силищей, что ему запрещалось участвовать в популярных тогда потехах – кулачных боях. Так легенды обрастают житейскими подробностями современности.

Кстати, немногие знают, что российскую родину Ильи «упразднили» - давно уже нет села Карачарово, его включили в черту города Мурома.В 1999 году в репортаже из Мурома по случаю установления там памятника богатырю, телеведущая назвала Карачарово «пригородом». Так что Илья унас теперь «пригородный».

Вообще, ему не очень везет в современности, несмотря на памятники. Так, в годы перестройки и гласности одни толкователи объявили его лентяем, поскольку пролежал на печи 33 года. А заодно с ним и весь русский народ. Другие толкователи его "защитили" - мол, это характер наш народный такой: лежим-лежим, зато как поднимемся –ух, полетят клочки по закоулочкам!

Помню, моя маленькая дочь тогда возмущалась: «Что они выдумывают, папа? Они что, былин не читали? Там же ясно написано, что Илья болел, и его калика перехожий вылечил!»

Наверно, не читали, а слышали звон.

В Киево-Печерской лавре покоятся мощи богатыря (рост – 177 сантиметров, по тем временам – великан!) Илии по прозванию Чоботок, причисленного к лику святых как «преподобный Илия Муромец». И вот что удивительно - еще в советские времена ученые провели обследование мощей, установили боевые раны, а также то, что у богатыря была травма позвоночного столба, вызвавшая в детстве и юности паралич ног.

То есть у Ильи Чоботка было ущемление позвоночного нерва! Вот и лежал на печи, пока его калика перехожий не вылечил. Все, как в былине сказано! Правда, жил не во времена Владимира Красное Солнышко, как в былинах, а полутора веками позже – при Владимире Мономахе. Ну, для фольклора 150 лет - пустяки, не стоящие и внимания,

С 90-х годов, после распада СССР, Илья стал мифом раздора между Украиной и Россией. То и дело в информационном пространстве возникают заявления о принадлежности богатыря исключительно к той или иной стороне, а в ответ - язвительные филиппики.

Но если и дальше делить Илью Муромца между «украинцами» и «русскими», то может возникнуть и третий вариант. В летописях Илья не упоминается, но в «Повести временных лет» есть точное этническое описание поселений древности: «В Новгороде - словене, в Муроме - мурома». А «мурома» - угро-финское племя. Если и дальше будет длиться раздор, то венгры, финны, эстонцы, саамы, мордвины, удмурты, марийцы, коми-зыряне, коми-пермяки, карелы, вепсы, бесермяне, ижорцы, води, ханты и манси вдруг да заявят: «Илья Муромец – наш угро-финский богатырь! Из наших муромских лесов поехал защищать стольный град Киев!». Возможно, с точки зрения тогдашних столичных жителей, был мигрантом, гастарбайтером, «нерусским», «понаехавшим»?

Слава богу, до такого еще не додумались. Но кто знает, кто знает… С каждым днем и годом «мороз крепчает», как писал Антон Чехов, уроженец Таганрога.

"