Posted 2 августа 2010,, 20:00

Published 2 августа 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:01

Updated 8 марта, 07:01

Кислородное голодание

Кислородное голодание

2 августа 2010, 20:00
Экологи бьют тревогу: при существующих темпах вырубки лесов и дырах в законодательстве столице станет нечем дышать уже через 10 лет. Своеобразные зеленые «клинья», на 90% обеспечивавшие город кислородом, были заложены еще в Генплане 1935 года. Сейчас же деревья и кустарники методично уничтожаются под застройку дорог, к

Повлиять на ситуацию не может никто. Многочисленные организации, занимающиеся лесным хозяйством Московского региона, лишь тянут одеяло на себя, а вину спихивают на других. Если так пойдет и дальше, экологическая катастрофа неминуема.

По данным «Гринпис» и Всемирного фонда дикой природы, лесопарковый защитный пояс столицы из-за вырубок под застройку теряет около одной тыс. га в год. «Это не только коттеджи, но и дороги, торговые площади, – пояснил «НИ» руководитель лесного отдела «Гринпис» Алексей Ярошенко. – Например, в Одинцовском районе сейчас строится якобы скит, под это был переведен большой участок ценного леса». Одним из самых проблемных проектов Московской области экологи считают строительство Центральной кольцевой автодороги. По замыслу чиновников, трасса примерной стоимостью 500 млрд. рублей должна будет освободить федеральные магистрали от большегрузного и транзитного транспорта. По словам координатора Союза общественных экологических организаций Москвы Андрея Маргулева, длина ЦКАД составит 521 километр, из которых 405 приходятся на территорию, сейчас занятую лесами. «Порядка 1,8 тысячи га уйдет только под полосу шириной 500 метров. А еще три тысячи метров вдоль дороги пустят под застройку торговыми площадями и заправками», – уверяет активист. Экологи не против экономического развития страны, но предлагают это делать не за счет рубки лесов. По словам г-на Маргулева, при создании проекта в материалах оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) не было данных, насколько вредно строительство для леса, а прогнозы по загрязнению воздуха были искусственно занижены. Проектная документация по третьему и четвертому пусковым комплексам ЦКАД не прошла госэкспертизу, однако экологи опасаются, что проект будет «продавлен».

Недалеко от многострадального Химкинского леса находится еще один природный объект, который в скором времени может быть уничтожен. Жители Химок активно выступают за сохранение Левобережной дубравы, прилегающей к каналу им. Москвы. Пока с переменным успехом: администрация города согласилась не воздвигать здесь 37-этажный дом, но намерена одобрить строительство трех 25-этажных зданий. «Слушания, на которых этот вариант был одобрен, были признаны несостоявшимися, повторное обсуждение администрация Химок делать отказалась, – рассказывает «НИ» эколог-активист Сергей Агеев. – В середине июля застройщик начал работы в дубраве: устанавливали столбы, устраивали место под фундамент. Реальных подвижек пока нет».

В Москве серьезное волнение среди экологов вызывает судьба национального парка «Лосиный остров» и особо охраняемой природной территории регионального значения «Битцевский лес». В планах Министерства транспорта РФ – реконструкция Щелковского шоссе. Дорожники собираются построить шестиполосную автомагистраль, которая пройдет как раз через «Лосиный остров». Проект магистрали уже получил положительное заключение Главгосэкспертизы. При этом сотни гектаров леса уже отданы под коттеджную застройку.

Проблемой Битцевского леса экологи считают прокладку Бутовской ветки метро, которая проходит под заповедными местами. Соединение Северного и Южного Бутово с центральной частью Юго-Западного административного округа прописано в Генплане развития Москвы. По словам экологов, метро будет пролегать на небольшой глубине, из-за чего строительные работы могут необратимо повредить корни деревьев. Жители районов Ясенево и Теплый Стан активно выступают за альтернативные варианты строительства метро, не затрагивающие лес. В префектуре ЮЗАО уверяют, что метро урона лесу не нанесет, и призывают экологов работать в другом направлении – убирать лес после праздничных гуляний москвичей.

Законный рояль в кустах

Уже сейчас эксперты составляют список лесов, доживающих последние спокойные дни. До 2012 года на землях 21 особо охраняемой природной территории будут проведены кадастровые работы. В частности, измерят Крюковский, Хлебниковский, Химкинский лесопарки, заказники «Бутовский», «Аннинский», «Ивановский», «Троицкий», «Дегунинский», долины рек Сетунь в Солнцево, Битцы в Ясенево, Сходни в Митино и другие районы. Все бы ничего, но из-за царящей в сфере кадастрового учета неразберихи велика вероятность появления разного рода нарушений. Площадь земель замеряют и учитывают совершенно разные структуры: коммерческие организации и государство соответственно. Поэтому цифры по местности и по документам могут сильно различаться. «Приходят геодезисты и «фиксируют», что 10 га неизвестно кто вытоптал, так что зона никак не может считаться природной, да еще и особо охраняемой», – говорит «НИ» адвокат Ольга Яковлева. И это далеко не единственный сравнительно честный способ уничтожения лесов. «Существует также застройка земли, взятой в аренду для так называемого рекреационного использования, – рассказывает Алексей Ярошенко. – Коттедж формально строить нельзя, но если назвать его домиком для отдыха, то претензии предъявить не к чему».

Экологи утверждают, что нередко люди, метящие на лакомый кусочек земли, стараются ускорить естественную гибель дерева или хотя бы ее инсценировать. Например, забивают в ствол дерева гвозди или обливают его кислотой. По словам г-на Ярошенко, за последние годы ураганами часто повреждаются Пушкинский и Щелковский районы: «Проводятся рубки поваленных деревьев, однако иногда жители сообщают, что под прикрытием «ветровалки» вырубают здоровые целые деревья». После урагана или пожара местные власти должны выдавать разрешение на спил уничтоженных деревьев, а также распоряжение о необходимости возмещения ущерба. Однако отдельной статьи бюджета на «форсмажорную вырубку» не существует. Московский департамент природопользования изыскивает кое-какие средства в ходе проведения тендеров.

В ответ на все претензии жителей чиновники парируют: по закону вместо каждого вырубленного дерева должно появиться новое. Правда, место высадки определяется произвольно. Да и чтобы «младая поросль» в полной мере компенсировала могучий дуб, потребуется долгое время. «Нужен общественный контроль над процессом компенсации, – убежден председатель совета общероссийской общественной организации «Центр экологической политики и культуры» Владимир Захаров. – Одно дело где-то объявить, что высажены деревья, другое – съездить и самим проверить, столько же деревьев и кустарников появилось или нет». Есть еще один вариант компенсации, он проводится в Химкинском лесу. Под трассу вырубают 144 га леса, а зона в 160 га в Дмитровском районе меняет статус с водоохранной на лесопарковую. Конечно, в этом случае ждать, пока деревья подрастут, не надо, только жителям Химок от этого не легче.

Леса в Москве и Московской области все больше напоминают то одноглазое дитя, что находится под присмотром семи нянек. «Контролировать, законны ли вырубки, должен Россельхознадзор, однако из-за коррупционных скандалов подразделение по Москве ликвидировано и объединено с Московской и почему-то Тульской областями, – пояснил «НИ» руководитель программы по особо охраняемым природным территориям «Гринпис» Михаил Крейндлин. – Разделение обязанностей по структурам неэффективно: до сих пор не ясно, кто и кому должен компенсировать вырубленные ненайденным лицом деревья. В итоге территория так и остается пустой». Председатель Московской экологической федерации Галина Морозова считает, что из-за недобросовестного отношения региональных властей летние пожары приобрели такой масштаб. «Весной, когда давались прогнозы, что лето будет очень жарким, никто ничего не предпринял, – говорит «НИ» эксперт. – Противопожарных разрывов по окраинам лесов сделано не было».

Ампутация «зеленых легких»

До 2006 года подмосковные рощи и заповедники находились в ведении столицы, на их содержание и защиту выделялось порядка 300 млн. рублей ежегодно. На лесозащитный пояс Москвы приходилось около 5% лесов области. Однако по новым Лесному и Земельному кодексам участки за МКАД перешли на баланс области и соответственно обеспечиваются теперь за счет Подмосковья. По данным депутата Мосгордумы Веры Степаненко, за время, проведенное под «игом» подмосковных властей, было уничтожено около 70 тыс. га леса. «У остатков лесозащитного пояса столицы нет больше особого статуса, он недофинансируется на два порядка, – говорит Алексей Ярошенко. – Неоднократно обсуждался вопрос о передаче этой территории Москве, при совместном с федеральными властями финансировании, раз собственность федеральная. Однако из-за особенностей лесного законодательства это сделать нельзя. Если вернуть все на свои места, то есть отдать леса в бессрочное пользование Москве, то в первые годы для наведения порядка на землях будет уходить порядка миллиарда рублей в год. В столичном бюджете такой суммы может и не найтись. Вопрос завис».

Между тем москвичи уже в полной мере ощущают последствия вырубки городских и подмосковных лесов. По мнению экологов, летние ураганы и резкие перепады температуры напрямую взаимосвязаны с ослаблением «зеленой» защиты столицы. За последние годы, по данным председателя Московской экологической федерации Галины Морозовой, лесистость столичного региона сократилась до 40%, тогда как необходимый минимум для мегаполиса – 45%. «Если бы лесозащитный пояс Москвы был больше, сегодня мы не страдали бы так от жары, – пояснила «НИ» эксперт. – Твердые земные поверхности нагреваются быстрее, чем лес: поглощают 90% тепла в дневное время, а ночью отдают его обратно в атмосферу. Температурные замеры у поверхности асфальта Международного шоссе показали 42 градуса, такие же данные были в районе вырубки Химкинского леса, а в самом лесу температура воздуха не превышала 25 градусов». С такими темпами вырубки и застройки Москва и Подмосковье образуют один большой город диаметром 120 км, опасаются экологи. «Учитывая, что у нас равнинная, плохо продуваемая территория, массы грязного городского воздуха будут застаиваться, а столица будет мало пригодна для жилья», – уверен эколог Алексей Ярошенко. Председатель комитета защиты москвичей Сергей Митрохин полагает, что Москва может лишиться всех своих «зеленых легких» в ближайшие 10 лет.

В ГЕРМАНИИ ВЫРУБКА «СВЕРХЦЕННОГО» ЛЕСА ДОЛЖНА КОМПЕНСИРОВАТЬСЯ ЕГО ПОСАДКОЙ

В июле Европарламент одобрил законопроект, обязывающий импортеров древесины обеспечить легальность ее поставок на европейский рынок. Компании, импортирующие древесину и продукцию из нее, при работе с поставщиками должны будут отвечать за законность способа заготовки древесины. Чтобы добиться большей прозрачности сделок в сфере лесоторговли, их также обяжут предоставлять информацию о поставщиках и покупателях. Ввоз незаконно добытой древесины на европейский рынок будет запрещен, нарушителей ожидают санкции.
Новый законопроект, уже получивший предварительное одобрение государств – членов ЕС, по мнению «зеленого» депутата Европарламента от Финляндии Сату Хасси, представляет собой «прорыв на международном уровне». По данным ООН, сегодня от 20 до 40% древесины в мире добывается незаконным путем, а чрезмерная вырубка лесов ведет к увеличению выбросов углекислого газа в атмосферу. Предполагается, что именно принятие нового закона положит конец нелегальным или просто бездумным вырубкам. Координатор Всемирного фонда дикой природы (WWF) по вопросам лесной политики Анке Шульмайстер убеждена, что при грамотном применении этого закона нелегальная вырубка лесов значительно сократится, причем не только в Европе, но и в тропиках. Европейские деревообрабатывающие компании уже заявили, что готовы подтвердить легальность происхождения поставляемой ими древесины.
Закон о незаконных вырубках начал свое движение по Евросоюзу более пяти лет назад. Фактически именно ЕС является одним из главных импортеров древесины и продукции деревообработки на мировом рынке. Ужесточение правил должно привести к удалению с рынка древесины сомнительного или незаконного происхождения. Причем это будет касаться не только собственно европейских предприятий, но также и российских, и не только экспортных.
Жители Евросоюза начали задумываться о сохранении биологического разнообразия и защитной функции лесов, о чем свидетельствуют результаты недавно проведенного в Европе опроса общественного мнения. Исследование называется «Формирование информирования общественности ЕС о лесах: мнение общественности о лесах и лесном хозяйстве». В нем приняли участие более 11 тыс. респондентов, проживающих в 27 странах ЕС. 44% опрошенных выступают за сохранение лесов. 41% считают важным выполнение лесами защитных функций. И лишь 8% ставят в основу хозяйственное значение лесов. 87% респондентов считают важнейшей функцию сохранения биологического разнообразия лесов. На основе результатов исследования будут предложены новые способы управления лесами – с привлечением жителей ЕС. «Каковы приоритеты в тех случаях, когда вырубка леса продиктована «производственной необходимостью», к примеру прокладыванием через лесной массив участка дороги?» – с таким вопросом корреспондент «НИ» обратилась к эксперту комитета по охране окружающей среды правительства Швабии (местность на юго-западе Германии. – «НИ») Нику Леванту. «Если строится автобан, то заказ делает государственное управление по наземному строительству. Только оно правомочно сделать такой заказ, – объясняет «НИ» г-н Левант. – Перед этим объявляется конкурс проектов, где расписано все до мельчайших деталей, включая, конечно же, и неизбежные потери лесного хозяйства. При этом исследуется ценность пород деревьев, которые будут вырублены, их количество, пути и сроки восстановления того леса, что пойдет под топор при строительстве».
Иногда такие дороги финансируются частными компаниями, как это происходит сейчас при строительстве дополнительных полос скоростного шоссе Аугсбург – Мюнхен. В этом случае ответственность за воспроизводство вырубленных при строительстве лесов полностью ложится на плечи частной фирмы и неукоснительно выполняется ее руководством. Разрешение на вырубку того или иного леса при подобных строительствах дает краевое правительство. Оно же поручает комитету по защите окружающей среды следить за тем, чтобы экологии не был причинен ущерб. Леса, через которые пролегает потенциальная автотрасса, могут относиться к разным категориям, в том числе и к категории «BANN WALD» (элитный лес, относящийся к золотому фонду природных богатств страны). Разрешение на вырубку такого леса дается только при условии одновременной посадки деревьев тех же пород в другом месте. Сокращение площади подобных лесов недопустимо. Это оговорено в государственном плане восстановления природных ресурсов.
В Германии, когда речь заходит об уничтожении природных богатств в строительных целях, согласования длятся годами. Например, тяжба в связи со строительством франкфуртского аэропорта длилась 30 лет. Причина кроется в предельно ответственном отношении государства и жителей к природному достоянию Германии. Часто в спорных ситуациях под напором общественности и СМИ первоначальные проекты строительства подвергаются серьезной корректировке. Интересно, что совершенно любой житель имеет право получить доступ к документам по будущему строительству, а строители и проектировщики обязаны предоставить ему все имеющиеся планы и расчеты. Вся документация открыта, никаких ведомственных секретов от населения нет и быть не может. К тому же любой гражданин может подать иск в арбитражный суд как частное лицо. И если суд первой инстанции вынес решение в пользу строителей, они начали вырубку, а суд второй инстанции это решение опротестовал, то строители обязаны посадить лес на месте вырубленного.
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Аугсбург

"