Posted 2 августа 2006,, 20:00

Published 2 августа 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:12

Updated 8 марта, 09:12

Не так сели...

Не так сели...

2 августа 2006, 20:00
Вчера появились данные о том, что виновным в страшной авиакатастрофе, случившейся в Иркутске 9 июля, будет признан сам экипаж аэробуса А-310. Такие выводы сделаны на основании расшифровки бортовых самописцев, подтвердивших, что никаких неисправностей в работе систем лайнера не было. Предполагается, что ошибку совершил
Сюжет
Авиация

Напомним, что пассажирский лайнер А-310 авиакомпании S7 («Сибирь»), выполнявший рейс «Москва – Иркутск», потерпел крушение утром 9 июля уже после посадки, прямо в аэропорту Иркутска. Самолет выехал за пределы взлетно-посадочной полосы, снес бетонный забор, врезался в гаражи и загорелся. На его борту находились 195 пассажиров и 8 членов экипажа. 124 человека погибли, 79 удалось спасти.

Комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) еще в конце минувшей недели завершила полевой этап работы на месте происшествия. Теперь расследование перенесут в Москву, где проведут экспертизу отобранных в Иркутске агрегатов разбившегося лайнера А-310.

Вчера же стали известны предварительные итоги. Якобы на основании изучения обломков и расшифровки данных «черных ящиков» специалисты пришли к заключению, будто бы до момента аварии все механизмы самолета работали исправно. Виновными, как и в случае с самолетом А-320 «Армянских авиалиний», вновь предполагается объявить самих летчиков. Правда, какую именно ошибку совершил экипаж, пока никто не уточняет.

Между тем в самом Межгосударственном авиационном комитете уверяют, что никаких, пусть даже и предварительных выводов о причине трагедии не оглашали. «Официального заключения о причинах иркутской трагедии наша комиссия не озвучивала, расследование продолжается», – заявил «НИ» руководитель департамента по расследованию авиационных происшествий МАК Алексей Морозов.

«Какие-либо заявления о причинах столь крупных катастроф должны делать не некие кабинетные расследователи, а опытные летчики, – сказал «Новым Известиям» независимый эксперт по безопасности полетов, близкий к расследованию. – Обвинять экипаж, ни слова не говоря о том, в чем конкретно заключалась ошибка пилотов, недопустимо. Иркутскую катастрофу, вероятно, обусловил целый ряд факторов. Посадка самолета совпала с сильным дождем, и взлетно-посадочная полоса была мокрой. Имели место неполадки в самом самолете: внештатная ситуация могла произойти со стойками шасси и тормозной системой аэробуса. Когда возникает разбалансировка в торможении, то есть одна стойка шасси тормозит сильнее другой, фактор скользкости взлетно-посадочной полосы начинает играть огромную роль».

По словам эксперта, «с уверенностью утверждать, что действия летчиков были оптимальными, тоже нельзя: экипаж несвоевременно увидел изменение ситуации и принял решение по ее парированию. Когда летчики поняли, что в пределах полосы не остаются, нужно было сразу нажать на аварийный тормоз. Кроме того, по-прежнему неясно, были ли включены заслонки на реверс, то есть было ли изменено направление тяги двигателей. Скорее всего, реверс все-таки включили, но в нем обнаружились какие-то неполадки».

Эксперт полагает также, что среди возможных причин трагедии есть и эргономические – катастрофа могла произойти из-за плохой приспособленности конкретных узлов техники (штурвалов, переключателей, педалей) к человеку, управляющему воздушным судном. В случае с А-310 плохо приспособленными к человеку могли быть как датчики, показывающие скорость и положение реверса, так и сами органы управления самолетом. Даже угол наклона и ширина педали относительно ступни летчика могли иметь значение.

Словом, вполне возможно, что неоптимальные действия пилотов и впрямь имели место, однако это не значит, что все вновь стоит сваливать на человеческий фактор.

"