Posted 2 июля 2014,, 20:00

Published 2 июля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:23

Updated 8 марта, 04:23

Трасса в никуда

Трасса в никуда

2 июля 2014, 20:00
Скандальный проект транзитной трассы через подмосковный Жуковский, ради которой вырубили 18 гектаров вековых сосен Цаговского леса, вот-вот должен выйти на новый этап. По словам мэра города Андрея Войтюка, двухполосная улица Туполева в ближайшие 2,5 года превратится в 6–8-полосную магистраль. Против строительства высту

Скандал с вырубкой Цаговского леса (векового соснового бора Жуковского, примыкающего к Центральному аэрогидродинамическому институту (ЦАГИ) прогремел в 2012 году на всю страну. Именно так вошло в историю строительство трассы от М-5 «Урал» до Летно-исследовательского института им. Громова (ЛИИ). Дорога изначально заявлялась как удобный подъезд к месту проведения Международного авиакосмического салона (МАКС), проводимого раз в два года. Затем ее необходимость была обоснована потребностями жителей находящегося по соседству райцентра Раменское. При этом строительство дороги на Раменское в обход Жуковского было сначала отложено на 2025 год, а теперь и вовсе поставлено под сомнение – все земли якобы уже застроены.

Первые два участка трассы – от М-5 «Урал» до черты города Жуковский – запустили к авиасалону МАКС-2011. Прокладка третьего участка – дороги через Цаговский лес до улицы Туполева – официально завершилась 8 августа 2013 года торжественным открытием. Далее трасса должна протянуться по улице Туполева в сторону Раменского, но строительство застопорилось. Жители улицы Туполева активно сопротивляются реализации проекта, ведь превращенная в магистраль улица протянется всего в 15 метрах от их домов. Однако нелегко им и сейчас, поскольку с момента открытия дороги через Цаговский лес на улице постоянно образуется пробка, ведь в нее теперь вливаются два потока машин.

Для отказа от проекта есть веские основания. Во-первых, прокладка магистральной трассы в 15 метрах от жилых домов № 5, 7 и 9, что является грубым нарушением нормативов: по СНиПам, при условии установки шумозащитных экранов расстояние от магистрали до застройки не может быть менее 25 метров.

Во-вторых, на других участках, где улицу планируют расширять в противоположную застройке сторону, объект захватит лесную зону (так называемый Треугольный городской лес) и территорию ЛИИ им. Громова. Наступление на лес категорически не устраивает экологов Жуковского, неоднократно обращавших внимание чиновников на то, как продолжают сохнуть сосны Цаговского леса после вырубки под трассу. А ЛИИ до сих пор не дал согласия на захват его территории. В ответе от 17 марта 2014 года на запрос руководителя общественной организации «Союз работников предприятий Жуковского» Анатолия Старины главный инженер учреждения сообщил, что ЛИИ проект не согласовывал, поскольку «в указанной проектной документации есть ряд неприемлемых решений». По данным сотрудника института и депутата горсовета Лаврентия Ловицкого, ситуация не изменилась до сих пор.

Тем не менее в середине июня на заседании совета депутатов мэр Жуковского Андрей Войтюк объявил об окончательном согласовании проекта со всеми возражающими сторонами. По его словам, строительство начнется в 2015 году. В беседе с «НИ» градоначальник назвал сроки его реализации – «около двух с половиной лет», а также заявил, что реконструкция площади Громова и ул. Туполева «будут осуществляться без остановки движения транспорта». По его словам, расширение улицы планируется в обе стороны – и к домам, и к ЛИИ им. Громова, при этом сноса жилой застройки не будет. Расселение домов № 5, 7 и 9 также не предвидится: «Мы ищем пути развития данной территории за счет привлечения инвесторов», – заявил г-н Войтюк «НИ».

Однако активисты Жуковского уверены, что от проекта проведения транзитной трассы через авиаград, по приаэродромной территории, где всегда действовал особый режим движения автотранспорта, рано или поздно откажутся. Связано это с тем, что магистраль направит через Жуковский грузовые автомобили и превратит наукоград в «проходной двор». «Вместо того чтобы вывести нарастающий поток транспорта в объезд города, его добавили в город», – подчеркивает г-н Старина.

Активисты Жуковского отметили, что проект был создан в 2006–2007 годах – до того, как властями было объявлено о необходимости развития в Жуковском Национального центра авиастроения. Нужды авиакластера были притянуты к проекту позже. В итоге сложилась парадоксальная ситуация: трасса стоимостью 2,2 млрд. за километр (активисты подтверждают эти данные документально), названная «подъездом к ЛИИ им. Громова», не ведет без дополнительных маневров ни к одной проходной института. С новой трассы также нет ни одного подъезда к объектам транспортно-выставочного комплекса (ТВК) «Россия», который был создан в 2008 году в Жуковском. Для кого же на самом деле строилась эта дорога?

В строительстве трассы жители Жуковского усматривают коррупционную сделку властей с целью освоить миллиарды. Теперь, чтобы оправдать ее существование, дорогу потянут в Раменское, ссылаясь на нужды жителей райцентра. «На завершение дороги планируется выделить не менее 20 миллиардов рублей», – сообщает Лаврентий Ловицкий.

Активисты Жуковского также отмечают, что строительство велось на основании принятых с нарушениями Генплана и Правил землепользования и застройки. Кроме того, предыдущие участки трассы через Жуковский так и не были введены в эксплуатацию – они открыты для транспорта лишь на основании временных актов. Почти двухкилометровый отрезок через Цаговский лес работает, таким образом, без малого год, а участок от леса до М-5 – с 2011 года. Жуковчане считают, что ввести дорогу в эксплуатацию мешают многочисленные нарушения при ее строительстве и несоответствие проекту. Так как местная прокуратура не стала проводить проверку указывающих на это фактов, граждане надеются на вмешательство Генпрокуратуры.

Получить комментарии Главного управления дорожного хозяйства по Московской области «НИ» за три дня не удалось.

"